9 рабочих способов деиндексировать страницу в Google и избежать раздувания индекса

SEO-специалисты стремятся ускорить индексацию целевых страниц сайта, Google идёт на встречу, но также легко добавляет в поиск и нежелательные для нас страницы.

SearchEngineJournal опубликовали актуальные методы деиндексации, их влияние на SEO и почему меньшее количество страниц в поиске может привести к увеличению трафика. Давайте посмотрим!

Что такое «раздутый» индекс?

Index Bloat (раздутый индекс) возникает, когда в поиск попадает большее количество малополезных страниц сайта с небольшим количеством уникального контента или вовсе без него. Такие URL в индексе могут оказывать негативный каскадный эффект на SEO, примеры документов:

  • Страницы результатов фильтрации.

  • Неупорядоченные архивные страницы с неактуальным контентом.

  • Неограниченные страницы тегов.

  • Страницы с GET-параметрами.

  • Неоптимизированные страницы результатов поиска по сайту.

  • Автоматически сгенерированные страницы.

  • Трекинг-URL с метками для отслеживания.

  • http / https или www / non-www страницы без переадресации.

В чём вред? Googlebot обходит бесполезные для привлечения трафика страницы, тратит на них краулинговый бюджет и замедляет сканирование целевых URL. Повышается вероятность дублирование контента, каннибализации по запросам, релевантные страницы теряют позиции и вообще на сайте начинает царить плохо контролируемый беспорядок.

Кроме того, URL ранжируются в контексте репутации всего сайта и Google Webmaster Center недвусмысленно заявляет:

Низкокачественный контент на отдельных страницах веб-сайта может повлиять на рейтинг всего сайта, и, следовательно, удаление некачественных страниц… может помочь ранжированию высококачественного контента.

Как отслеживать количество проиндексированных страниц?

В Google Search Console на вкладке Индекс > Покрытие:

Проверка количества страниц в индексе с помощью GSC

С помощью отдельных инструментов, например в «Модуле ведения проектов» на вкладке «Аудит»

Контроль количества проиндексированных страниц

Или, используя оператор site: в поиске Google (не самый надёжный и не очень точный способ):

Оператор site для поиска документов в индексе

Если количество страниц в индексе превышает число URL, которое вы хотели отдать на индексацию (скажем, из файла Sitemap.xml), вероятно имеет место проблема «раздутого» индекса и пора освежить правила запрета на сканирование.

Как работает 410 и 404 коды ответа сервера

  • 410 Gone — быстрый способ сообщить Google о том, что страница была намеренно удалена, и вы не планируете её заменить.

  • 404-код ответа («страница не найдена») указывает на то, что страница может быть восстановлена, поэтому Googlebot может вернуться и проверить страницу на доступность через некоторое время.

При проверках в Search Console Google 410-код ответа помечается как 404-й. Джон Мюллер подтвердил, что это сделано с целью «упрощения», но разница всё-таки есть.

Также специалисты Google успокаивают — количество 4xx-ошибок на сайте не вредит вашему сайту. Проверить код ответа и размер документа для списка URL можно с помощью бесплатного инструмента.

Предотвращение «раздувания» индекса: 1/5
Борьба с последствиями «раздувания»: 4/5

301-редирект

301-редирект как способ деиндексации

Если множество малополезных страниц можно переадресовать на целевой URL с похожим контентом и таким образом объединить их сигналы ранжирования, то 301-редирект самое верное решение. Например, в случае удалённых товаров или неактуальных новостей, можно перенаправить пользователя на схожие позиции или свежие посты по теме.

Деиндексирование перенаправляемых страниц требует времени: сначала Googlebot должен дойти до исходного URL, добавить целевой адрес в очередь для сканирования и затем обработать контент, чтобы убедиться в его тематической связи с первичным документом. В обратном случае (например, редирект на главную страницу сайта) 301-код ответа будет расцениваться Google как SOFT-404 и никаких сигналов для ранжирования (например, ссылочная масса) передано не будет.

Предотвращение «раздувания» индекса: 1/5
Борьба с последствиями «раздувания»: 3/5

Атрибут rel=”canonical” тега link

Атрибут rel=canonical

В случае дубликатов, атрибут rel=”canonical” сообщает краулеру какую именно страницу нужно индексировать. Альтернативные версии будут сканироваться, но гораздо реже и постепенно исчезнут из индекса. Чтобы учитывались и передавались сигналы ранжирования, контент на дубликатах и оригинальных страницах должен быть почти идентичным.

Предотвращение «раздувания» индекса: 4/5
Борьба с последствиями «раздувания»: 2/5

GSC-инструмент «Параметры URL»

Инструмент Параметры URL в Google Search Console

В старой версии Google Search Console можно настроить обработку и задать правила сканирования для URL с различными параметрами.

У этого способа есть несколько недостатков:

  • Работает только для URL с наличием параметров в адресе.

  • Актуально только для Googlebot и не повлияет на сканирование другими поисковыми роботами.

  • Позволяет контролировать только краулинг и не управляет индексацией напрямую.

Хотя Джон Мюллер уверяет, что в конечном счёте, попавшие под исключения, URL также будут удалены из индекса. Не самый быстрый, но также способ деиндексации.

Предотвращение «раздувания» индекса: 3/5
Борьба с последствиями «раздувания»: 1/5

Robots.txt

Robots.txt как способ запрета сканирования страниц

Директива Disallow в файле robots.txt позволяет блокировать отдельные страницы, разделы или полностью весь сайт. Пригодятся для закрытия служебных, временных или динамических страниц.

Тем не менее, директива не управляет индексацией напрямую, и некоторые адреса Google может отправить в индекс, если на них ссылаются сторонние ресурсы. Более того, правило не даёт четких инструкций краулерам, как поступать со страницами, которые уже попали в индексе, что замедляет процесс деиндексации.

Предотвращение «раздувания» индекса: 2/5
Борьба с последствиями «раздувания»: 1/5

Noindex в meta-теге robots

Noindex и x-robots-tag

Для полной блокировки индексации отдельных страниц можно использовать мета-тег robots с атрибутом content="noindex" или HTTP-заголовок X-Robots-Tag с директивой noindex. Напомним, что noindex, прописанный в robots.txt, игнорируется поисковыми краулерами.

X-Robots-Tag и мета-тег robots на страницах имеют каскадный эффект и возможны следующие последствия:

  • Предотвращают индексацию или исключают страницу из индекса в случае добавления постфактум.

  • Сканирование таких URL будет происходить реже.

  • Любые факторы ранжирования перестают учитываться для заблокированных страниц.

  • Если параметры используются продолжительное время, ссылки на страницах обретают статус «nofollow».

Предотвращение «раздувания» индекса: 4/5
Борьба с последствиями «раздувания»: 4/5

Защита с помощью пароля / авторизации

Log-in как способ закрыть страницы от индексации

Все файлы на вашем сервере, защищенные паролем и требующие авторизации, будут недоступны для поисковых систем. Такие URL нельзя просканировать и проиндексировать. Очевидно, для пользователей контент на закрытых паролем страницах также будет недоступен до авторизации.

Предотвращение «раздувания» индекса: 2/5
Борьба с последствиями «раздувания»: 1/5

Инструмент Google для удаления URL

Инструмент удаления URL в Google Search Console

Если необходимо срочно удалить из индекса какую-либо страницу, можно использовать инструмент в старой версии Search Console. Как правило, запросы обрабатываются в день заявки. Главное, нужно понимать — это временная блокировка. По истечении 90 дней URL снова может оказаться в поисковой выдаче, если не будут применены способы для блокировки индексации, описанные выше.

Предотвращение «раздувания» индекса: 1/5
Борьба с последствиями «раздувания»: 3/5

Краткие выводы

Способы и особенности запрета индексации страниц сайта

Как всегда, профилактика гораздо эффективнее лечения. У Google слишком хорошая память и деиндексации может занять неприлично много времени. Всем терпения и целевых страниц в индексе!

Рейтинг новости
5 (30 оценок)
Задайте вопрос или оставьте комментарий

Читайте также

Пиксель Подкаст #13 — Ошибки, которые убивают конверсию: что не видит 90% бизнесов
Пиксель Подкаст #13 — Ошибки, которые убивают конверсию: что не видит 90% бизнесов
В новом выпуске Пиксель Подкаста у нас в гостях Ильяна Левина — эксперт по маркетингу и конверсии. Разбираем, как повысить эффективность бизнеса, не теряя деньги на рекламе, и какие инструменты действительно работают.
6 Ноября 2025
Новый раздел «PR-кампании» в AI SEO проектах
Новый раздел «PR-кампании» в AI SEO проектах
Услуга от экспертов Пиксель Тулс для роста видимости бренда в нейросетях. Планирование, написание и размещение статей под ключ. Получите рост узнаваемости, трафика и ссылочной массы. Запустите свою PR-кампанию прямо сейчас!
5 Ноября 2025
Новый инструмент «Проверка Алисы и AI Overview в Яндексе и Google»
Новый инструмент «Проверка Алисы и AI Overview в Яндексе и Google»
Новый SEO‑инструмент для проверки ИИ‑ответов в поиске. Он показывает, есть ли в Яндексе (Алиса) и Google (AI Overview) ИИ‑ответы по вашим запросам и входит ли ваш сайт в их источники. Как результат — вы понимаете, где теряете трафик из-за ИИ-ответов и что можно сделать, чтобы попасть в этот блок.
27 Октября 2025
Запустили аналитический дашборд «Трафик из поисковых систем и нейросетей в России»
Запустили аналитический дашборд «Трафик из поисковых систем и нейросетей в России»
Новый аналитический дашборд от Пиксель Тулс показывает, как распределяется трафик между поисковыми системами (Яндекс, Google и др.) и нейросетями (ChatGPT, Perplexity, YandexGPT и др.). Смотрите реальные данные по Рунету, динамику и инсайты — следите за трендами и корректируйте стратегию на цифрах.
24 Октября 2025
Новый раздел «Рекомендации» в AI SEO проектах
Новый раздел «Рекомендации» в AI SEO проектах
Теперь ваш бренд могут рекомендовать нейросети! Новый раздел «Рекомендации» в AI SEO проектах — это конкретные шаги, чтобы попасть в AI-ответы, увеличить видимость и привлечь клиентов. Не откладывайте на завтра, начните выполнять их прямо сейчас!
21 Октября 2025
Обзор лучших digital-агентств России в 2025 году
Обзор лучших digital-агентств России в 2025 году
Ищете надежное digital-агентство? Мы собрали рейтинг лучших компаний России 2025 года в сфере SEO, SMM, контекстной рекламы и веб-разработки. Узнайте, кто лидирует на рынке digital-маркетинга сегодня.
16 Октября 2025
Расписание и ручная проверка частот в SEO-проектах
Расписание и ручная проверка частот в SEO-проектах
Теперь проверка частот в SEO-проектах стала гибче: настраивайте расписание под себя и запускайте обновление вручную в любой момент. Экономьте время и получайте точные данные — узнайте, как это поможет вам обогнать конкурентов!
14 Октября 2025
11 новых блоков по Яндекс.Директу в SEO-отчётах
11 новых блоков по Яндекс.Директу в SEO-отчётах
Сводки кампаний, динамика, конверсии, аудитория, ключевые запросы и другие. Экономьте время, показывайте результаты своей работы в цифрах и повышайте доверие клиентов. Заведите проект и протестируйте новые блоки прямо сейчас!
30 Сентября 2025

ТОП-4 популярных инструментов

Список URL в ТОП
Сервис для быстрой выгрузки ТОП-10 до ТОП-200 сайтов по заданным поисковым запросам в Яндекс и Google. Получение списка URL в ТОПе с выбором региона по заданной глубине проверки
ИИ-генератор изображений
Онлайн-генерация картинок из текста на русском языке нейросетями Midjourney, Dall-E 3, Leonardo AI. Просто введите описание и искусственный интеллект (ИИ) создаст красивое и уникальное изображение.

Узнайте, как увеличить SEO‑трафик сайта в 3+ раза?

Укажите домен + регион продвижения, получите текущие позиции проекта в выдаче и первые 25 рекомендаций для роста трафика и заказов.
1
Выберите ваш сайт
Укажите сайт, регион и близких вам конкурентов
2
Магия поисковой оптимизации
25 персональных рекомендаций ждут вас
3
Отслеживайте прогресс
Получайте регулярные советы, рост трафика и продаж
0%
Подбираем семантику,
это займёт около 20-30 секунд
Открыть справку Написать в поддержку
Обратная связь и помощь
Если у вас есть идеи, как улучшить данный инструмент или остались вопросы по работе с ним, напишите в нашу службу поддержки, мы обязательно вам поможем.