Как Google убил CCN? Анализ апдейта Google в июне или почему закрывается новостное издание?
В июне было запущено крупное обновление основного алгоритма Google («June 2019 Core Update»). Апометр «Пиксель Тулс» зафиксировал значительное изменение выдачи 4 июня, но в целом масштаб последствий показался некритичным.
Увы, только на первый взгляд. На примере CCN (интернет-издание, публикующее новости о криптовалютах) посмотрим, как апдейты Google способны навредить нашему трафику. Оригинал статьи доступен по ссылке.
Поисковый трафик
В ночь с 3 на 4 июня поисковый трафик с мобильных устройств на сайт CCN упал на 71%.
Видимость сайта по широкому ядру до апдейта взобралась на самый пик и обрушилась за несколько часов — с 1.2 до 0.6.
На графике заметно, что в 2018 году видимость опускалась и ниже, но с тех пор CCN расширили штат сотрудников и в целом наблюдали рост показателей.
После апдейта ежедневный доход компании снизился на 90% (издание зарабатывает на рекламе).
CCN обратились за помощью на форум вебмастеров Google, но в ответ получили лишь несколько технических советов и теорий. Проблема в том, что это не единственный пострадавший сайт в тематике криптовалют. Например, CoinDesk, новостник-лидер, потерял 22,1% трафика с мобильных устройствах:
Поисковый трафик Cointelegraph также сократился на 21,1%.
Крипто-преследование от Google?
И да и нет. Большинство крупных сайтов в тематике криптовалют действительно пострадали от апдейта в июне, но список потерпевших ими не ограничился. В основном апдейт затронул новостные ресурсы. Вот кому досталось больше всех (правый столбец показывает на какой процент упала видимость сайта в Google):
Рэнд Фишкин в недавнем интервью для SEOnews отметил, что издания вида Mercola и Dailymail действительно «извергали кучу ужасной, вводящей в заблуждение и опасной информации».
Тема довольно активно обсуждается, и специалисты называют в качестве причин как контент и скорость сайта, так и рекламу или политическую направленность изданий. Но по мнению Барри Шварца — всё это лишь «спекуляции и теории». Пока Google их не подтвердит, остаётся только предполагать и пытаться анализировать.
Your Money Your Life
Одно из основных предположений в печальном кейсе CCN — пессимизация некачественного ресурса, затрагивающего финансовую безопасность или здоровье пользователей (YMYL-сайт).
В таком случае, уровень доверия к проекту Google определяет показателями E-A-T (экспертность, доверие, авторитетность). Как раз это и странно — у CCN с авторитетом всё должно быть в порядке.
Компания была основана летом 2013 года. В течение 6 лет сайт был на виду и привлекал наибольший объём мирового трафика в тематике цифровых валют. CCN даже входили в ТОП-900 самых посещаемых ресурсов в США и в ТОП-2000 по всему миру.
На издание ссылались крупные новостные ресурсы как в Азии, так и в США и Европе. Стратегия компании до апдейта была проста: больше трафика > больше доходов от рекламы > больше ресурсов для привлечения новых кадров > ещё больше трафика.
Финансовая отчётность и бизнес-процессы компании прозрачны, на полках награды в номинации «The Best Cryptomedia», журналисты соблюдают кодекс профессиональной этики и отказываются от спонсируемых сюжетов под видом обычных статей.
Другими словами, для показателей E-A-T всё тип-топ и, похоже, не хватало только статьи на Википедии.
Что насчёт политической направленности? Полная свобода слова, издание беспристрастно, допускает разнообразие политических взглядов, но верно идеалам крипто-сообщества: биткоин был создан как противодействие финансовому кризису, картелям банков и ФРС и должен быть децентрализован.
Несмотря на последний принцип издания, основатель CCN уверен, что Google не может подавлять честную журналистику.
Кто-то теряет, кто-то находит
Пока одни сайты теряют трафик, другие — его привлекают. Таковы правила игры. Ниже мы видим «счастливчиков» июньского апдейта (столбец справа показывает прирост видимости в процентах):
Mirrors.co.uk повезло больше всех. Правда есть одно странное совпадение относительно политической направленности Daily Mail и Mirror:
На скриншоте выше в выдаче Google ответ на вопрос к какому политическому «крылу» принадлежит издание Mirror и ответ: Daily Mail самая «правая» газета, в то время как Mirror относится к «левым». Замешана ли здесь политика? Возможно, но это снова всего лишь теория.
Требования к Google
Основатель CCN, Jonas Borchgrevink, согласен с тем, что Google должны совершенствовать и обновлять свои алгоритмы, но отказывается понимать, почему поисковику разрешаются такие радикальные изменения в течение всего 24 часов, без предупреждения и разглашения деталей апдейтов.
Одним движением Google способен обрубить трафик одним новостным изданиям и поднять посещаемость других. Google контролирует мировое потребление новостей и заявляет, что борется за лучшее будущее журналистики.
Если за одну ночь можно решить, что крупное издание вроде CCN — вредное и некачественное, то почему бы не обрисовать причину и не дать шанс привести сайт в соответствие с требованиями? Люди лишаются работы, издание закрывается, 6 лет работы испаряются.
Такая вот гугломократия. Чтобы её не допустить, CCN опубликовали список требований к Google:
-
Уведомление вебмастеров о любом крупном апдейте основного алгоритма не менее, чем за 3 месяца с указанием, на что именно направлено обновление.
-
Если новостное издание находится в зоне риска потери трафика более чем на 20%, должно быть представлено объяснение, причины и рекомендации по устранению несоответствий.
-
Привлечение национальных правительств тех государств, где Google является ведущей поисковой системой, для создания аполитичных групп, целью которых будет изучение изменений в поиске с целью сохранения свободы слова и прессы, демократии и прав граждан этих государств.
Если Google требует прозрачности от сайтов, пусть и сам станет прозрачнее. Кто, например, отвечает за июньский апдейт? Какой у него номер телефона или адрес электронной почты? Эти данные обязаны быть указаны в новостных изданиях, чтобы ранжироваться в Google News, но, получается, идёт игра в одни ворота.
В общем, свобода прессы уже в опасности, но какую тематику затронет следующий апдейт? Jonas Borchgrevink призывает задуматься и попытаться повлиять на Google. В США уже создана петиция против монополии Google и защиты свободы слова.
В 1880 году американская компания Standard Oil перерабатывала 95% нефти в США. В 1911 году компанию обвиняют в монополии и разделяют на 34 независимых компании. Сейчас Google контролирует 88,47% мирового поискового рынка на десктопных устройствах. Возможно, пора заводить новое дело. Иначе рискуем оказаться в эпизоде «Черного зеркала». А мы тут жалуемся на колдунщики Яндекса :)
Если захотите поделиться своим мнением, предложить что-то толковое или просто написать Йонасу, он открыт для общения: jonas.borchgrevink@ccn.com.
CCN MARKETS. Родилась в июне 2013. Умерла в 10 июня 2019. Причина смерти — Google.
Экспертное мнение
Комментирует евангелист проекта «Пиксель Тулс», Дмитрий Севальнев:
Google — коммерческая компания и может ранжировать и понижать сайты как хочет! Или нет?
С позицией тут не может определиться большая часть маркетологов, ведь, с одной стороны, вид SERP и само ранжирование в Google и Яндексе контролируется инженерами коммерческой компании и они вовсе не обязаны отчитываться, предупреждать или как-то ещё работать с представителями сайтов… С другой стороны, когда в спецразмещении появится 5 место с контекстной рекламой, все будут предъявлять претензии поисковой системе, мол, «на каком основании вы это делаете?!».
То же самое и с кейсами выпадения сайтов. Да, был новый алгоритм, да, Google «убил» одну-две крупных компании и, может быть, ещё сотню-другую более мелких, о которых никто и не говорит. Имел ли он на это право?
Адекватны ли вообще требования CCN, чтобы Google предупреждал сайты, которые могут потерять трафик. Если да, то почему коммерческая компания, ориентированная на извлечение прибыли должна это делать и нужно ли каждый день рассылать оповещения сотням и тысячам небольших сайтов, видимость которых меняется на 20% и более каждый апдейт? Или сделать апдейты раз в 2 месяца, чтобы все могли подстроиться? Всё это довольно риторические вопросы. Очевидно, в текущей экосистеме это нельзя реализовать.
Проблема тут в том, что Google и Яндекс много вкладывают в PR и желание выглядеть более открытыми и человечными, чем они есть на самом деле. Рынок в это верит, а потом возникает когнитивный диссонанс, мол «ну они же хорошие ребята, как так, почему?».
Вывод понятен: поисковая система ориентирована на извлечение прибыли из той аудитории, которой она владеет. Это основная задача, которая не имеет ничего общего с теми требованиями, которые предъявляет CCN или любой другой представитель просевшего сайта или погибшего бизнеса.
Если хочется поменять правила игры, то все требования нужно направлять правительствам и ответственным органам внутри стран. Это чудовищно сложный и медленный маховик, который, наверно раскачается в Европе и США 202X.
Старайтесь не лезть на рожон и помните, что поисковая система лишь один из источников трафика. Крайне важный, да, но один из нескольких в вашей маркетинговой стратегии.
Рейтинг статьи:
По оценкам 49 пользователей