Поиск

А ссылки вообще работают? Анализ ссылочного профиля, алгоритмы Яндекса и Google

Инструмент «Анализ ссылочной массы»

Сегодня мы поговорим про волнующую всех тему: «работает ли ссылочное продвижение в 2022 году, и как проводить анализ ссылочной массы для SEO». Можно ли извлечь из этого что-то полезное?

О чём речь?

Анализ конкурентов — фото #1

Мы поговорим об инструменте, который позволяет проанализировать внешние ссылки, ведущие на ваш сайт или вашего конкурента. Доступен он по QR-коду либо по ссылке. Мы разберемся, как вообще использовать этот инструмент.

В чем проблема работы с ссылочной массой, когда мы говорим о своём проекте? На самом деле проблема очень большая — Яндекс не обновляет данные о ссылках с января 2021 года. И даже если вы зайдете сейчас в панель Яндекс.Вебмастера и скачаете архив с ссылками, то увидите, что последняя ссылка, которую Яндекс обнаружил и вывел, будет датироваться началом 2021 года — данные, мягко говоря, не очень актуальные, поэтому использовать их бессмысленно.

Роль ссылок в 2022 году?

Но нужны ли ссылки? Может Яндекс таким образом пытается нам помочь отказаться от ссылочной зависимости? Можно вспомнить и Google, который активно вёл компанию по уменьшению значимости поведенческих факторов и будто говорил нам: «не обращайте внимание на клики, на выдачи, CTR, не пробуйте их накручивать».

Анализ конкурентов — фото #2

За счет этих пиар возможностей и большого административного ресурса, который есть у поисковых систем, можно говорить о большой степени доверия к ним — работа не проходит бесследно, и многие отказываются от ссылочного. Хотя на самом деле банальный срез коммерческой выдачи Яндекса в Москве по 16 тысячам поисковых запросов говорит, что есть статистически значимое различие среднего значения количества ссылок, ведущих на URL в ТОП-10 и вне ТОП-10. То есть, если мы говорим о том, дают ли ссылки какой-то вклад с точки зрения попадания документов в ТОП-10, то с большой долей вероятности — это так и есть.

Анализ конкурентов — фото #3

Казалось бы, всё очевидно. Но в Яндексе есть достаточно интересный момент. Если мы будем смотреть сегментами — какое количество ссылок ведёт на разные URL-адреса и какой процент отработки по этим адресам, то увидим следующее: сначала, при росте, количество ссылок по оси X у нас распилено либо от 0 до 5, либо до 10, 15 и так далее, до 25 ссылок. По оси Y сначала количество ссылок даёт какой-то плюс, а потом уходит в минус. То есть, не так очевидна эта зависимость в Яндексе сейчас. Если она и есть, если для коммерческих запросов это достаточно важно в Москве, то можно говорить о том, что учитывается какое-то количество ссылок. И если их очень много, то вполне возможно, что Яндекс даже начинает фильтровать такие страницы.

Конечно, требуется более детально покопать — посмотреть, что это за проекты такие, на которые ведут условно 25 ссылок на один URL-адрес, и у них нет ничего в топе. С чем это связано? Сегодня мы приведем вам один пример, почему так может происходить.

А вот в Google все чётко! Здесь больше ссылок, в среднем больше отработка. Мы видим прямую зависимость коммерческой выдачи в Google по Москве — 11 тысяч запросов достаточно, чтобы делать репрезентативные выводы. Всё это говорит о том, что большое количество ссылок, ведущих на URL-адрес, ведёт к тому, что процент запросов в ТОП-10 растёт.

Анализ конкурентов — фото #4

Да, можно отдельно дискутировать на тему анкорной составляющей, учёта этих ссылок и так далее — но всё-таки есть прямая зависимость, а в Яндексе мы её не наблюдаем — это уже интересно. Это говорит о том, что надо копать глубже.

Мысли на счёт анализа ссылочного профиля?

Анализ конкурентов — фото #5

Мы проанализировали и вывели три мысли. Google продолжает любить ссылки. И это важно. Количество ссылок, ведущих на URL-адреса, работает в Google и подтверждается различными аналитическими сводками. А Яндекс в свою очередь активно смотрит на анкоры, но при этом в Яндексе сложно забить какой-то адрес в ТОП выдачи и просто забомбить анкорами, накупить много ссылок и так далее. Скорее, есть обратная корреляция — чем больше таких коммерческих ссылок, ведущих на URL-адреса, тем меньше даже может быть видимость. То есть, существует золотая середина — в диапазоне 5-10 ссылок. Понятно, что в исследованиях в большинстве случаев анализируются внутренние страницы сайтов, а о главных страницах можно говорить отдельно.

Так вот — довольно сложно понять, будет ли учитываться ссылка Яндексом или нет. Есть такой фильтр, как Непот, который просто нивелирует анкорную и статическую составляющие ссылки — не передаётся PageRank, не меняется анкорность документа. Анкор (текст ссылки) не дописывается к тексту страницы, и это, скорее всего, обнуляет значимость ссылки. К сожалению, сейчас проверить, что такая ссылка 100% достоверно работает или нет — практически невозможно. Раньше у нас был даже такой инструмент в Пиксель Тулс, который позволял пробивать ссылки — можно было просто снимать те, которые не дают результата.

При этом ссылочные факторы продолжает играть роль в алгоритме. Ссылки — одна из ключевых составляющих интернета, сложно представить, что возможен отказ от них. Google больше любит ссылки и гораздо меньше внимания обращает на анкоры. Статика, статический вес, наличие ссылок, количество ссылок — это про Google.

Яндекс же странно смотрит на количество, но любит анкоры. Это следует из отдельных аналитических сводок — какое количество ссылок ведёт на различные URL-адреса, с вхождением в анкорах либо слов из поисковых запросов, либо всех слов из поисковых запросов. Мы видим, что в Яндексе эта корреляция гораздо более заметна. В Google из ссылочных факторов самым мощным оказывается количество ссылок на URL-адрес.

Как анализировать ссылки, на что смотреть?

Но как же анализировать ссылки и как вообще понять, что с ссылочной массой? Для этого мы разработали новый инструмент «Анализ ссылочной массы». Здесь всё очень просто — вводим ваш домен, либо домен вашего конкурента и получаем сводки, о которых сейчас и пойдёт речь.

Первая сводка — динамика ссылочной массы

Анализ конкурентов — фото #6

Полезно смотреть за динамикой: что какие-то ссылки ставятся (желательно положительные), что удаляется ссылок меньше, чем появляется. Можно смотреть, каким образом эта динамика работает у конкурентов.

Еще здесь можно следить за тем, чтобы не залетать под фильтры типа «Минусинска» и «Пингвина» за избыточное количество SEO-ссылок, за избыточные темпы прироста ссылок, которые могут быть на проекте.

Вторая сводка — распределение анкоров по типам

Анализ конкурентов — фото #7

Мы знаем, что бывают безанкорные и текстовые ссылки, изображения и редиректы. Так вот — естественное количество безанкорных ссылок должно быть достаточно большим для проекта. Поэтому всегда обращайте внимание на процент их количества, наличие каких-либо ссылок изображений. То есть, в каком-то смысле имитируйте естественный ссылочный профиль — проверить такой можно, легко прогнав проекты, которые никогда на себя ссылки скорее всего не закупают (Яндекс.Маркет или что-то подобного плана).

Мы делали исследования, где анализировали проекты, которые явно не занимаются линкбилдингом и которым это не интересно (сайты комьюнити, форумы), поэтому их ссылочный профиль можно назвать естественным. Доля таких безанкорных ссылок — в районе 40%. Хорошая, позитивная история, чтобы другие текстовые ссылки на ваш сайт учитывались.

Третья сводка — распределение анкоров по длинам

Анализ конкурентов — фото #8

Распределение анкоров по длинам — причём как в количестве слов, так и в символах — может говорить о естественности ссылочного профиля. На графике выше видим естественный ссылочный профиль. Чёрная кривая — среднестатистические значения на естественных сайтах. Да, есть «запил» на двух словах, но причина в том, что бренд этого домена — Пиксель Тулс — часто встречается в анкорах. Так что, конкретно для этого сайта всё довольно естественно.

Четвертая сводка — ТОП самых популярных анкоров

Анализ конкурентов — фото #9

Также анализируется ТОП самых популярных анкоров. Здесь мы видим, что должны быть: бренд, что-то, связанное со спамом. Чуть ниже в статье вас ждёт тот самый «спамный» кейс — увидим, чем отличается естественный ссылочный профиль Пиксель Тулс от накрученного профиля.

В анкорах популярных текстов должна прослеживаться некая релевантность. Все мы знаем, что отдельно анализируются как анкор-лист каждого документа, анкор-лист сайта, так и монолитный индекс — соединение списка текста всех анкоров и текста на странице. Поэтому важно смотреть, чтобы здесь просто были не просто очень естественные слова, но и поисковые запросы, которые вам интересны. Также не забываем про отсутствие чего-то не соответствующего вашей тематике, вашей семантике и так далее.

Пятая сводка — Куда ведут ссылки? Акцепторы

Анализ конкурентов — фото #10

Эта сводка отображает, куда ведут ссылки — это доноры-акцепторы. Доноры — это те, кто отдают ссылки; с которых ведут ссылки. Акцепторы — это те, куда ведут ссылку; которые принимают ссылки. Довольно естественное распределение является тем, что большинство ссылок ведёт на главную страницу. Дальше мы видим, что есть большое количество внутренних страниц, которые принимают ссылки.

Это естественная история, поэтому обращайте внимание, когда моделируете ссылочный профиль на долю ссылок на главную страницу, наличие ссылок на продвигаемые страницы — если у вас есть продвигаемые страницы, они должны иметь значимое количество ссылок. Желательно — больше пяти, при улучшении ранжирования Яндекс и Google. Но в Google чем больше, тем лучше. А в Яндексе эти пять ссылок должны содержать ещё и слова из поисковых запросов.

Ну и наличие ссылок на так называемые «хабовые» страницы — 2 уровень вложенности, какие-то страницы каталога и так далее. Чтобы этот статический вес, который приходил на хабовые страницы, дальше распределялся внутри сайта по ссылкам на продвигаемые страницы карточек товаров или каких-то второстепенных услуг.

Шестая сводка — частота слов и Ципф

Анализ конкурентов — фото #11

Эмпирический закон Ципфа для языка — в естественном тексте количество встречаемости второго слова в два раза меньше, чем первого. А третьего, соответственно, в три раза меньше, чем первого. Это такая убывающая кривая, где частота встречаемости каждого слова обратно пропорциональна порядковому номеру этого слова. Если у нас десятое по популярности слово, то оно должно встречаться по формуле: 1:10*n, где n — количество вхождений самого популярного слова.

Седьмая сводка — полный список ссылок + Excel

Анализ конкурентов — фото #12

Самое полезное, что есть в этом инструменте, — возможность скачать все ссылки, которые есть на сайт. Скачиваются они в виде таблицы — будет донор, акцептор, анкор, уровень вложенности страницы, которую мы нашли. Важно, чтобы ссылки вели со страниц, у которых минимальный уровень вложенности — главные страницы лучше будут передавать статистический вес. Скачав эту таблицу, вы можете делать какие угодно отчёты, смотреть новые ссылки, анализировать).

Кейс mebel169.ru

Анализ конкурентов — фото #13

Переходим к долгожданному кейсу одного из проектов — абсолютно случайному, честно скажем — mebel169.ru. Тут видно, что большинство ссылок в данном случае являются текстами, безанкорных достаточно мало (в районе 15%), очень много текстовых ссылок. Распределение анкоров по длинам в словах — кривая в правом верхнем углу слайда показывает запил на двух, трёх словах и так далее — даже на четырёх! Связано это с тем, что наиболее популярные анкоры здесь: «кухонные», «кухни», «купить кухню», «кухонный гарнитур». Запил на четырёх популярных анкорах — скорее всего, это четыре высокочастотных поисковых запроса, которые ребятам очень хочется продвинуть, поэтому они и выделяются. То же самое мы видим и в распределении по популярным акцепторам — главная страница (на правой нижней диаграмме) находится где-то внизу, она не является даже самой популярной. Наиболее популярной страницей является «кухни». И это на 100% отражает желание ребят продвинуть этот раздел. Понятно, по каким запросам, понятно, что с помощью текстовых ссылок, понятно, какие анкоры в основном используются. Это, говоря простым языком, палево.

Скорее всего, результаты будут лучше, если смоделировать более естественный ссылочный профиль, добавить ещё больше безанкорных ссылок, разнообразия в анкоры, добавить бренд, вопросы, смоделировать более естественное распределение по длинам и по словам. Это будет работать в Яндексе и Google, будет сказываться на учёте ссылочной массы и тому, как она будет отрабатывать.

Что далее?

Анализ конкурентов — фото #14

Обязательно смотрите, какая у вас на текущий момент ссылочная стратегия, какая у конкурентов, и проводите корректировку своей. Помните, что наиболее эффективный линкбилдинг — тот, который имитирует естественный ссылочный профиль. Надеемся, что поисковая аналитика, которую мы предоставляем, вам очень пригодится.

Обязательно добавляйте поисковые запросы и проекты в модуль ведения проектов. Проводите и выполняйте те задачи, которые даёт система с точки зрения работы, включая рекомендации по ссылочной массе. Мы уже подключили внешнюю базу, поэтому в отличие от Яндекс.Вебмастера, наши данные актуальны.

Анализ конкурентов — фото #15

Всё получится, и ваше SEO станет ещё более мощным, экспертным и крутым. Удачи вам. Расскажите в комментариях, используете ли вы ссылки в вашей стратегии поискового продвижения и какие у вас результаты?

Запись вебинара

Чтобы не пропускать новые материалы, подписывайтесь на наши группу ВКонтакте, чат Telegram и канал YouTube.

Рейтинг статьи:

По оценкам 48 пользователей

Узнайте, как увеличить SEO‑трафик сайта в 3+ раза?

Укажите домен вашего сайта, приоритетные регионы продвижения и получите самый
полный список точек взрывного роста трафика и заявок с вашего сайта

Выберите ваш сайт
 
укажите сайт, регион и близких вам конкурентов
Немного магии поисковой
оптимизации —
мы подготовим для вас не менее 25 персональных рекомендаций
Отслеживайте прогресс
 
и получайте регулярные советы, рост трафика и продаж

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Инструменты доступны после быстрой регистрации

Прочитал и принимаю условия Оферты сервиса.