Как Google корректирует результаты SERP? Обзор важного патента о работе алгоритма поисковика

Страсть Билла Славски — патенты Google. Он настоящий гик и изучение патентов для него сродни чтению романов или новостей о фильмах Marvel. Билл оказывает SEO-специалистам неоценимую услугу — находит самые важные для оптимизаторов патенты, которые помогают выявить ряд проблем, с которыми сталкивается Google, и понять, как работают алгоритмы, чтобы их устранять.

Например, патент от 2 июля 2019 года, который будем рассматривать, демонстрирует состояние нынешних алгоритмов Google:

Как правило, за поисковые операции отвечает надежный алгоритм, который работает с широким спектром ресурсов. Однако для формирования результатов выдачи специфика и особенности одних запросов и наборов ресурсов могут быть важнее, чем для других.

Например, для конкретного запроса с определенными терминами наличие этих терминов на ресурсах может очень сильно повлиять на результаты выдачи и наоборот, для другого запроса с другими терминами гораздо большее влияние может оказывать авторитет ресурса, нежели наличие терминов из запроса.

Тем не менее, относительную важность конкретных характеристик для конкретных запросов и ресурсов зачастую трудно, если не невозможно, предсказать априори.

Недавно «Пиксель Тулс» публиковали результаты опроса SEO-специалистов, большинство из которых уверены — различные запросы Google ранжируют по-разному, что и подтверждается патентом.

Вес факторов ранжирования в Google для разных запросов

Таким образом, Google может корректировать функции ранжирования для различных типов запросов и перераспределить результаты выдачи.

Поэтому процесс, описанный в патенте, включает:

  • Получение данных с доменов, идентифицированных поисковиком, как соответствующих запросу, и их ранжирование в соответствии с первым порядком. При этом, каждый ресурс получает оценку, по которой занимает место в выдаче относительно других ресурсов, также идентифицированных алгоритмом как соответствующих запросу. Оценка частично происходит на основе характеристиках ресурса, самого запроса и полученном наборе доменов.

  • Определение, на основе первичных результатов SERP и по каждой из характеристик ресурсов и запроса, меры воздействия данных признаков на ранжирование доменов.

  • Переоценка ресурсов (переранжирование), основанная в соответствии со вторым порядком ранжирования, отличным от первого.

  • Предоставление пользователю ответов на запрос по второму порядку ранжирования.

Получается, что Google для любых запросов сначала оценивает первичный набор документов, анализирует особенности запроса и набора страниц, переоценивает, если необходимо, и отдаёт пользователю откорректированные результаты.

Корректировка результатов выдачи и ранжирование второго порядка

Патент также включает перечень преимуществ использования данной механики и прогнозируемые результаты:

  • Поисковые функции могут корректироваться с учетом новых явлений, влияющих на скоринг (оценку) ресурсов = процесс переранжирования в поиске.

  • Эти корректировки могут быть произведены во время запроса, так что основная поисковая функция не нуждается в корректировке и по-прежнему строится на основополагающих приоритетах.

  • Такой подход позволяет сохранить основополагающую поисковую функцию, которая хорошо работает для большинства ресурсов, а также обеспечивает гибкость в корректировке для каждого запроса, если конкретные особенности влияют на ранжирование и могут привести к отклонениям от ожидаемых результатов.

  • Переоценка результатов ранжирования в соответствии с корректировками, как правило, выявляет более значимые ресурсы, способные удовлетворить информационные потребности пользователя, тем самым повышая качество пользовательского опыта.

Оригинальное описание патента доступно по ссылке.

Inventors: Trystan G. Upstill, Andre Duque Madeira, Wisam Dakka and Zhong Xiu
Assignee: Google LLC
US Patent: 10,339,144
Granted: July 2, 2019
Filed: May 21, 2015

Подробнее о корректировке результатов SERP

Вот с чем могут быть связаны подобные корректировки и переоценка:

  • Поиск информации, в которой важна точность и полнота, но не в качестве абстрактных понятий, а вполне измеряемых величин. Например, для текстовой информации они рассчитываются как соотношения.

Мера точности (precision):

Мера точности

Мера полноты (recall):

Мера полноты

relevant documents — релевантные документы
retrieved documents — все найденные документы

  • Относительная авторитетность источника в общем графе ресурсов Google.

  • Термины и условия запроса.

  • Фидбек пользователей относительно ресурса по запросу и другим запросам.

Важно: к фидбеку пользователей, судя по всему, приравниваются логи запросов, кликов и история поиска.

Данные о кликах и результатах выдачи хранятся в логах. Логи запросов и кликов определяют историю поиска, которая включают в себя данные из предыдущих поисковых запросов и связанных с ними.

Такая информация может храниться в виде баллов и фидбека для запросов и ресурсов.

В патенте говорится, что подобные особенности могут быть смоделированы в поисковой системе в виде параметров, и для каждого параметра могут быть выбраны различные значения.

Что касается важности и влияния факторов ранжирования для различных типов запросов или «свежих» тем в Интернете, то интересен следующий пример в патенте:

Кроме того, такое влияние может быть краткосрочным. Например, для новой предметной области (темы) сама информация может иметь приоритет в течение первых нескольких недель, а позднее большее влияние получат авторитет источника и отзывы пользователей.

Таким образом, компенсация этих особенностей затруднена до их обнаружения, если не невозможна.

Если вы когда-нибудь замечали резкую перемену в SERP по новой теме, то, вероятно, это тот самый случай «обнаружения» особенностей и переоценка.

Следующий абзац подтверждает концепцию «поискового дарвинизма», о котором рекомендуем прочитать здесь. Суть в том, что Google рассчитывает коэффициенты для каждого фактора и присваивает соответствующие баллы для параметров, что подтверждается в патенте:

Поисковая система использует функцию, которая генерирует баллы для источников и ранжирует ресурсы на основе этих оценок. Релевантность ресурса определяется на основе количественных оценок, которые в свою очередь базируются на различных факторах. Такие факторы включают баллы информационного поиска («IR»), баллы отзывов пользователей и, опционально, рейтинг каждого ресурса по отношению к другим ресурсам (например, баллы авторитетности).

Что в итоге?

1. Патент сообщает — в Google запросы ранжируются по-разному. Имеет значение не только характер запроса, но и характеристики первичного набора идентифицированных документов.

2. Вес факторов может корректироваться со временем на основе различных данных, в том числе логов о пользовательских кликах. То есть, по ряду ключевых фраз возможна переоценка влияния различных факторов ранжирования.

Что с этим делать?

Анализировать выдачу Google на предмет интента и характеристики конкурентов из ТОПа:

Рейтинг новости

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Читайте также

С Днём SEO-специалиста
С Днём SEO-специалиста
Команда Пиксель Тулс поздравляет SEO-специалистов с профессиональным праздником! Желаем топовых позиций, стабильного трафика и понятных апдейтов. Спасибо, что делаете интернет лучше!
28 Мая 2025
Анонс вебинара «SEO для ECOM 2025: 2 исследования + тренды + всё что нужно знать, чтобы выжать максимум»
Анонс вебинара «SEO для ECOM 2025: 2 исследования + тренды + всё что нужно знать, чтобы выжать максимум»
5 июня в 11:00 (по МСК) на YouTube-канале проведём вебинар с Дмитрием Севальневым. Обсудим: SEO мертво или нет? Тренды 2025; Какие работы дают результат, а какие нет; Кейсы. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
23 Мая 2025
Проверка UpTime сайта стала платной
Проверка UpTime сайта стала платной
Проверка UpTime сайта теперь платная для снижения нагрузки на инфраструктуру сервиса. Включите её в настройках проекта, если она вам действительно нужна. Стоимость 1 лимит за 1 запрос (96 лимитов в сутки).
16 Мая 2025
Добавили опцию «Заменить нулевые частоты на единицы» в проекты
Добавили опцию «Заменить нулевые частоты на единицы» в проекты
Она решит проблему со скачками видимости, когда они вызваны колебаниями нулевых или близких к нулю частот. Вы сэкономите время, а ваши заказчики сэкономят нервы. Включите её в настройках проектов прямо сейчас.
21 Апреля 2025
Анонс вебинара «ROI в SEO под контролем: как не делать лишнего и получать результат»
Анонс вебинара «ROI в SEO под контролем: как не делать лишнего и получать результат»
24 апреля в 16:00 (по МСК) проведём вебинар с Дмитрием Севальневым и Александром Шестаковым. 1 часть «SEO Upgrade: автоматизация, эффективность и рост ROI», 2 часть «Как отказаться от 70% работ, которые не дают результата, и повысить ROI канала SEO для би
15 Апреля 2025
Добавили быстрое редактирование названий в группы URL
Добавили быстрое редактирование названий в группы URL
Теперь редактировать названия групп URL вы можете прямо на главной странице. А если вы всё ещё не знакомы с данным функционалом, то внутри мы оставили ссылки на видео и статьи по ним. Обязательно посмотрите их и заведите свой проект.
7 Апреля 2025
Обновление тарифов в Пиксель Тулс
Обновление тарифов в Пиксель Тулс
С 1 апреля 2025 года мы скорректируем тарифы с учётом изменений, которые произошли на рынке. Мы по-прежнему остаёмся одним из самых-самых доступных ИИ- и SEO-сервисов на рынке. Успейте продлить свой тариф до 1 апреля по старым ценам.
25 Марта 2025
Добавили сводку по нескольким проектам
Добавили сводку по нескольким проектам
Добавили в список проектов кнопку «Общая сводка». По ней вы можете посмотреть сводную аналитику сразу по нескольким проектам. Пользуйтесь, первый месяц подписки всего за 99 рублей.
21 Марта 2025
Анонс вебинара «Магия Google таблиц»
Анонс вебинара «Магия Google таблиц»
11 марта в 15:00 (по МСК) на YouTube-канале проведём вебинар в формате воркшоп о том, как работать с Google таблицами в SEO. Подпишитесь, будет много полезной информации.
6 Марта 2025

Узнайте, как увеличить SEO‑трафик сайта в 3+ раза?

Укажите домен + регион продвижения, получите текущие позиции проекта в выдаче и первые 25 рекомендаций для роста трафика и заказов.
1
Выберите ваш сайт
Укажите сайт, регион и близких вам конкурентов
2
Магия поисковой оптимизации
25 персональных рекомендаций ждут вас
3
Отслеживайте прогресс
Получайте регулярные советы, рост трафика и продаж
0%
Подбираем семантику,
это займёт около 20-30 секунд
Открыть справку Написать в поддержку
Обратная связь и помощь
Если у вас есть идеи, как улучшить данный инструмент или остались вопросы по работе с ним, напишите в нашу службу поддержки, мы обязательно вам поможем.