Поиск

Классификация поисковых запросов: 3 основных параметра для SEO (интент, гео, частота)

В этой статье мы расскажем о классификации поисковых запросов для эффективного продвижения сайта.

Классификация запросов

Как правило, для специалистов важны такие критерии, как частота, конкуренция, потребность пользователя и геозависимость.

Поисковые системы видят запросы немного по-другому. Они смотрят:

  • На лингвистические особенности — в частности, сколько слов в поисковом запросе, какая сумма весов слов в запросе, встречаются ли редкие слова и т.д.

  • На потребность пользователя, пытаясь уже на этапе формулировки поискового запроса угадать, что хотел пользователь.

Запросы могут быть навигационными — это значит, что пользователь хотел попасть на какой-то конкретный сайт (предположим, «индекс самоизоляции Яндекс» — пользователь хочет попасть на конкретный результат выдачи и его не интересует все остальное).

Информационный запрос — по нему требуется какая-то информация, причем, необязательно она однородная. Есть подгруппы информационных запросов, они бывают разные, так как люди хотят информацию разного типа. Поисковая система подстраивает алгоритмы так, чтобы под большие группы потребностей были отдельные формулы ранжирования, которые учитывают те или иные факторы. Поэтому, когда мы занимаемся продвижением, мы должны также по каждому поисковому запросу анализировать топ выдачи для того, чтобы понимать, какие конкретно факторы здесь наиболее важны. Хотя общие закономерности в рамках этих групп, конечно же, прослеживаются.

Транзакционные запросы — это когда человек хочет что-то сделать, но они тоже могут быть абсолютно разные: пользователь может хотеть купить чемодан, заказать еду, а может скачать софт — все это некие транзакции, совершение действия.

  • На географическое и временное распределение. Поисковые системы пытаются понимать, когда задаются эти поисковые запросы (с утра, вечером, ночью), с какой географией они задаются (в Москве или по всей России), для того чтобы так же говорить, что запрос геозависимый или геонезависиый.

Классификация поисковых запросов

Признаки для классификации фраз

Существует три основных признака запросов, которые мы используем для классификации SEO.

  1. Интент — то, каким образом мы понимаем потребность пользователя или некоторый набор потребностей. Это основное, так как нам важно понимать, какая потребность пользователя и можем ли мы ее удовлетворить на своем сайте.

  2. Геозависимость поискового запроса. В выдаче по запросу он может зависеть от региона пользователя, а может не зависеть. Это определение геозависимого поискового запроса. То есть, геозависимый поисковый запрос — это запрос, выдача по которому меняется в зависимости от региона пользователя. У пользователей из Москвы и Санкт-Петербурга будет разный состав выдачи. Как правило, речь идет об одной стране, потому что геозависимость определяется в рамках страны. Даже по классическим геонезависимым поисковым запросам в рамках России выдача для разных стран будет разная. То есть, глобально в рамках стран запросы все равно будут геозависимыми, но мыслим в рамках регионов одной страны.

  3. Частота: высокочастотные (ВЧ), среднечастотные (СЧ), низкочастотные (НЧ) и так далее.

Интент гео и частота запроса

Поисковый запрос и его признаки

У нас есть комплексный анализ запросов в один клик. Мы вводим туда список поисковых запросов и получаем все эти параметры, по которым можем и должны классифицировать сами фразы.

Признаки поисковых фраз SEO

Частота общая и точная. Общая частота — это количество показов результатов выдачи с вхождением слов из этого запроса. При этом сам запрос необязательно должен совпадать с исходным.

На примере: запрос «мебель» в общую частоту попадают также фразы «что такое мебель», «мебель Москва», «мебель купить» и все это суммируется в первую колонку таблицы.

Вторая колонка — точная частота. Третья — геозависимость (да или нет), но результаты выдачи могут быть сильно зависимы от региона. Там может быть локализация. Количество локальных результатов может быть большое (например, как «мебель Москва»), а может быть нулевое или очень маленькое.

Как правило, по геонезависимым поисковым запросам, если в них нет названия региона, локальных результатов нет.

Дальше все остальные колонки — про интент (потребность) — то, каким образом мы видим результаты выдачи, пытаемся понять, что там содержится. Посмотрим на конкретных запросах.

По запросу «мебель» мы видим, что у нас процент коммерческих результатов — 84. То есть, здесь на текущий момент представлено большинство коммерческих сайтов. При этом есть еще классификация по типам сайтов, например, интернет-магазины (80%). Значит, этот поисковый запрос можно смело брать, если у вас интернет-магазин и вы его продвигаете.

В противовес возьмем запрос «что такое мебель». По нему мы видим, что это геонезависимый поисковый запрос, по которому почти нет коммерческих результатов (8 — это значит буквально 2-3 сайта, поскольку анализируется не топ-100, а 25 и каждый сайт — это 4%). То есть, 2 сайта в топ-25 коммерческой направленности. В основном, это словари определений и так далее.

Мы видим, что в выдаче нет каких-то агрегаторов интернет-магазинов, здесь контентные проекты. Этот поисковый запрос для продвижения коммерческого сайта вам не нужен. Это так очевидно, но когда у вас сотни поисковых запросов или даже тысячи, вы можете без заглядывания и без анализа, просто опираясь на эти колоночки, чистить поисковые запросы.

Оценка запроса и его свойств

На примере показано, как работать с инструментом.

Как оценивать поисковые запросы SEO

Мы вводим:

  • сами поисковые запросы;

  • геозависимость и локализация (да или нет);

  • оценку в выдаче по составу выдачи, по типу сайтов;

  • оценку по интентам;

  • оценку по частотам.

Как правило, это все делается в один клик.

Классификация по частоте

Как мы можем классифицировать поисковые запросы по частоте? Это то, что больше всего любят люди, которые только начинают заниматься SEO. К сожалению, это почти не имеет никакой практической ценности на текущий момент, или имеет мало ценности.

Классификация запросов по частоте

В целом, как правило, границы достаточно условные. Можно в рамках этой тематики назвать высокочастотные фразы, у которых точная частота, предположим, 3 тысячи поисковых запросов в месяц и больше (на примере только запрос «мебель» будет попадать в эту категорию). Среднечастотными можно назвать, предположим, от 100 до 2-3 тысяч точных показов по этому запросу (здесь попадут запросы «мебель купить», «мебель Москва» и т.д.).

Низкочастотными обычно называются запросы с точной частотой меньше 100. В нашем примере такой низкочастотной фразой будет запрос «что такое мебель».

Есть еще такое понятие, как микронизкочастотные фразы. Как правило, сюда вводятся все поисковые запросы, у которых точная частота может быть 10 и менее. Классификация достаточно условна, такие запросы могут появляться или не появляться. Для новичков может быть удивительно, что по этим НЧ и микро-НЧ приходит большинство трафика.

На примере мы видим, что среди 120 тысяч (общая частота по слову «мебель») всего лишь 7,5 тысяч приходится на сам этот запрос. Грубо говоря, более 90% трафика будет приходиться на какие-то другие запросы, и это говорит о том, что вы как бизнес или как SEO-специалист должны продвигать широкое семантическое ядро.

Классификация по геозависимости

Здесь все достаточно понятно, здесь меньше условностей и больше точности. Выдача по запросу может зависеть от региона, может не зависеть. Но это не линейная классификация, мы видим, что результат выдачи в каком-то конкретном регионе может быть ноль, а может быть 100% и это какая-то шкала.

Классификация запросов по геозависимости

При определении лучше всего опираться на эту степень локализации. Мы понимаем, что если у нас количество локальных результатов выдачи более 20-30%, то, скорее всего, запрос геозависимый и это является хорошим признаком его коммерческой составляющей.

Классификация по интенту

Здесь опять сложнее, потому что тут есть две классификации: типы сайтов выдачи (агрегаторы интернет-магазинов, контентные проекты, сервисы и многие другие типы, которые мы разделяем) и классификация по интенту — потребности пользователя, которая удовлетворяется. Это коммерческие, отзывы, фото и видео, словари и так далее.

Эта классификация по интенту будет особенно полезна, в том числе, и тем интернет-магазинам, которые хотят продвигаться в тематиках, где наблюдается засилье агрегаторов. При этом у них не агрегаторы, они хотят понять какие-то поисковые запросы, по которым они могут более-менее нормально продвигаться и иметь хорошие результаты.

Классификация запросов по интенту

Какая конечная цель классификации?

Надо понять, продвигать запрос или нет. Мы приходим к понятию, целевой поисковый запрос или не целевой, куда распределять и как продвигать. Даже если мы решим продвигать запрос, то куда? Это должна быть информационная статья, посвященная данной проблеме, или это должен быть коммерческий листинг или карточка товара?

Как продвигать, на что делать акцент в работах, потому что мы должны понять, какая потребность у пользователя и удовлетворяем мы ей или нет.

Задача SEO специалиста и бизнеса

Контроль трафика в группах URL

По каждому поисковому запросу и каждому URL-адресу мы можем смотреть, какой на текущий момент этот URL-адрес привлекает трафик, если у вас уже есть сайт, какое у него значение видимости и нужно ли пересматривать семантику для этого URL или нет.

Контроль трафика в группах URL

В частности, на примере показаны группы URL-адресов в Модуле ведения проектов. Здесь мы достаточно неплохо угадываем цифры в колонке «Сумма CTR x WS». Она показывает прогнозируемый трафик, а в последней колонке показан реальный поисковый трафик за 30 дней. Мы видим, что где-то наблюдается хорошее попадание, по крайней мере, порядок угадывается очень четко, поэтому на эту метрику можно ориентироваться и понимать, по каким URL-адресам у вас сейчас низкий трафик и требуется пересмотр семантики.

Вопросы:

Что такое геозависимость?

Ответ: Это свойство поискового запроса, которое говорит о том, что выдача по этому запросу зависит от региона пользователя, который его набирает.

Как измеряется коммерциализация?

Ответ: Коммерциализацию выдачи мы измеряем по маркерным словам в выдаче. Если у нас в сниппете есть какие-то откровенные слова, характеризующие коммерческий результат и в этом результате отсутствуют какие-либо слова, говорящие об его информационности, то мы классифицируем такой результат как коммерческий. И наоборот.

Точность здесь достаточно высокая, алгоритм работает быстро, тратит один лимит сервиса для поисковых запросов.

Запись вебинара

Чтобы не пропускать новые материалы, подписывайтесь на наши группу ВКонтакте, чат Telegram и канал YouTube.

Узнайте, как увеличить SEO‑трафик сайта в 3+ раза?

Укажите домен вашего сайта, приоритетные регионы продвижения и получите самый
полный список точек взрывного роста трафика и заявок с вашего сайта

Выберите ваш сайт
 
укажите сайт, регион и близких вам конкурентов
Немного магии поисковой
оптимизации —
мы подготовим для вас не менее 25 персональных рекомендаций
Отслеживайте прогресс
 
и получайте регулярные советы, рост трафика и продаж

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Инструменты доступны после быстрой регистрации

?
Прочитал и принимаю условия Оферты сервиса.