Как правильно и грамотно провести анализ конкурентов для продвижения сайта? SEO-инструменты, цели и факторы
Сегодня мы остановимся на достаточно важной для сферы SEO теме — анализ конкурентов, поговорим о том, как его грамотно провести, какие задачи, цели нужно ставить перед собой. Любой анализ необходимо начинать с постановки целей, то есть если вы проводите конкурентный анализ, вы должны понимать, зачем вы это делаете.
Цели анализа конкурентов в SEO
Есть три фундаментальные причины провести анализ конкурентов:
Поговорим о каждой более подробно:
-
Стратегия работы, причины успеха. Требуется понять, за счёт каких работ и факторов конкуренты добиваются успеха. Это высокоуровневая история, когда вы хотите ответить на стратегический вопрос «чем он лучше меня?».
-
Тактика. Вы уже знаете, что делаете, у вас уже есть семантическое ядро, группа фраз, для каких URL требуется оптимизация под запросы. Вы должны проводить анализ топ-выдачи конкретно по одному или по группе поисковых запросов, чтобы понять значения факторов — требуется ли текст, нужны ли ссылки, что с поведенческими, что со сниппетами, какой тип страницы, какой ассортимент и т.д. Здесь мы занимаемся тактическим оцениванием, играем в своеобразные шахматы.
-
Инсайды, лайфхаки — одна из основных точек роста вас, как специалиста — проведение анализа топ, изучение конкурентных стратегий, оценка их приемов.
На рынке есть действительно сильные команды, за которыми нужно следить. Если у вас в нише есть несколько серьезных конкурентов в SEO, вы можете поставить на мониторинг их сайт в той же системе «Пиксель Тулс» без каких-либо доступов к их сайту, и смотреть, как они корректируют title. Например, поглядывать в Яндекс Маркет, Банки.ру и т.д.
В свое время сильной командой были Wikimart во главе с Михаилом Сливинским, который в настоящее время возглавляет службу по работе с веб-мастерами в Яндексе — ушел из поисковой аналитики в Яндекс. Там было очень много лайфхаков, приемов, фишек, в том числе технического характера, которые тогда работали, гораздо лучше, чем сейчас. Конечно, сегодня используются SEO-хайтехнологии, скрытие ссылок и т.д., за которыми необходимо следить.
Прочие подходы по выявлению конкурентов
Хотелось бы сказать, что выявление конкурентов не обязательно должно быть только по выдаче, появляются абсолютно другие подходы. Например, можно проводить опрос экспертов, отраслевые рейтинги, изучать оффлайн активность и так далее, причем не обязательно SEO.
Ну и такой маркетинговый общий подход, чтобы мы как SEO-специалисты, как интернет-маркетологи развивались, нужно понимать, что в маркетинге существуют разные типы конкурентов.
Какие конкуренты бывают
Не все конкуренты одинаково опасны, оценивать их также нужно по-разному. Основных группы:
-
Прямые — онлайн-компании, продающие идентичный товар на аналогичном рынке, целевая аудитория которых совпадает с вашей.
-
Ключевые — компании, деятельность и апдейты которых значительно влияют на уровень ваших продаж.
-
Косвенные — компании, реализующие товар или услуги с другими характеристиками или кардинально другой продукт, но работающие с общей для вас целевой аудиторией (решают ту же проблему, но другим способом).
Разметка сайтов-конкурентов на типы
Мы решили реализовать эффективную концепцию и в модуле ведения проектов сделали возможность разделить всех конкурентов, которые есть у вас, на три основных типа — ключевой, прямой и косвенный.
Вы можете пометить ключевых конкурентов при ведении проекта, это бесплатно при оформлении про-тарифа.
Вы разметили сайты, осуществляете быстрый поиск тех конкурентов, которые показали рост, оцениваете динамику вашего сайта конкретно с теми конкурентами, которые вам наиболее интересны. Практически по любой тематике там будет присутствовать Яндекс Маркет, Яндекс Дзен, вы их просто оставляете в сегменте косвенных конкурентов. А в прямые и ключевые переносите тех, которые вам действительно интересны. Ваш выбор впоследствии сохраняется.
Вам предстоит заполнить такую таблицу:
В данном случае она заполнена для направления промокодов. Предположим, мы продвигаем какое-то крупное СМИ, в котором есть папка с промокодами, мы размещаем аналогичные подходы:
-
прямые конкуренты — различные промокодники;
-
косвенные — все, что встречается в выдаче (VK, boxberry, KFC и другие).
К слову, KFC попал в список конкурентов по той причине, что запрос «промокоды KFC» и «купоны KFC» относятся к категории супервысокочастотных. Он имеет видимость только по этим запросам, но в общей картине конкурентов имеет достаточно хорошую видимость.
Круговая диаграмма по регионам
Помогает в анализе конкурентов круговая диаграмма по регионам. Это довольно интересная штука, отображается для трех и более регионов. Позволяет понять, кто подкручивает поведенческие факторы или постится в Яндексе с помощью каких-то «колдунчиков», как Яндекс.Маркет, например, а кто реально оптимизирует сайт.
На данном примере мы видим несколько сайтов, которые имеют видимость только в Яндексе мобильном и в Яндексе Москва. В Google мобильном, Google Москва видимость равняется нулю, но эта история достаточно подозрительная. Достоверно известно, что один из перечисленных сайтов сам признавался, что накручивает ПФ, это можно проследить и по динамике, которая колоссально выросла за короткий срок.
В Яндексе это, к слову, большая проблема, поведенческие факторы продолжают активно накручиваться. С этим надо бороться, в первую очередь, самому Яндексу и индустрии в целом. Когда мы видим такие явные региональные перекосы, их природа очевидна и понятна.
По каждой выдаче отслеживается по 100 конкурентов, что очень удобно. Поиск точек роста — вы можете понять, по каким регионам у вас есть проблема. Если вы, к примеру, представляете сайт, обозначенный фиолетовым цветом, круговая диаграмма наглядно продемонстрирует конкретные региональные упущения, которые помогут понять, куда двигаться дальше.
Определение конкурентов по SERP
Можно определять конкурентов по SERP, по более узкой группе. Это особенно актуально для больших сайтов с широкой семантикой, когда необходимо провести конкурентный анализ по узкой категории.
Это довольно частый кейс. Здесь подходит инструмент анализа видимости конкурентов позволяет ввести до 200 поисковых запросов, которые быстро пробиваются и выстраиваются в рейтинг по доменам и так далее.
Какие факторы нужно оценивать
Мы обозначили цели, поняли, что на текущий момент нам нужно определиться со стратегией, дальше понимаем, какие у нас есть ключевые конкуренты, смотрим на их приемы, фишки, лайфхаки. У нас есть какой-то набор сайтов, которые требуется проанализировать, что мы оцениваем:
-
структуру: разделы, количество страниц в индексе, ЧПУ, вложенность разделов, типы точек входа и т.д.
-
каналы трафика и их объем, поведенческие факторы, сервисы, возможности и т.д.;
-
приемы и фишки: шаблоны, точки входа, тексты, исходный код, ссылочная стратегия и т.д.
Почему это важно? Например, по результатам вы видите, что у конкурента хорошо работают социальные сети, идет хороший трафик по ссылкам, трафик из контекстной рекламы. Это может указывать на то, что вам тоже нужно включить это в свою стратегию, учитывая то, что поисковая система достаточно активно смотрит на альтернативные источники. Шаблоны тегов, title, мета-теги, H1 в листингах, в карточках — два из трех наиболее работающих инструментов, дающих результат в частности для интернет-магазинов.
Эффективные инструменты анализа
Кроме модуля ведения проектов, который позволяет достаточно быстро отслеживать динамику, понимать, какие конкуренты растут, какие в результате апдейта упали, мы предлагаем 5 эффективных инструментов:
-
Анализ ТОП выдачи Яндекса и Google
Оценка факторов ранжирования по каждому запросу в Яндекс, Google, вы можете вручную вводить URL-адреса, определять, какие значения факторов требуются по каждому поисковому запросу.
-
Парсинг сниппетов из Яндекса и Google
Здесь вы можете провести анализ и «белым» образом улучшить ситуацию, понять, где проблемы, проанализировать кликовые поведенческие факторы, то есть проработать сниппеты без накруток.
-
Анализ видимости и конкурентов
Поиск конкурентов в узкой группе — анализ видимости, определение лидеров, оценка потенциала роста.
-
Анализ структуры проекта
Дает возможность оценить структуру проекта, ее оптимизацию, самые крупные разделы, дальнейшие варианты развития сайта.
-
Анализ SEO-тегов для списка URL
Хорошая штука, позволяющая использовать анализ SEO-тегов для списка URL. Введите список URL-адресов или поисковых запросов с какого-то сайта, спарсите теги и посмотрите, как выглядит один title, description и т.д. Результаты можно выгрузить в Excel или продолжить анализ в нашем интерфейсе.
Факторы и шаблон анализа в Google Docs
В шаблон вошли те факторы, которые нужно анализировать, когда вы смотрите конкурентов. Выглядит он следующим образом:
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1njvsKSLJtch-GGpc3orhu5cd8ld_aab9JxsAFrWhUYY/edit#gid=0
Здесь есть графа «доменное имя», вы должны заполнить общий трафик, трафик SEO по Similar Web. Процент пересечения по ядру — довольно полезная штука в кейсе, которая позволяет понять, насколько полное пересечение у вас с этим сайтом. К примеру, если показатель низкий, допустим 4%, это указывает на то, что у конкурента достаточно широкая товарная матрица, это не ваш прямой и ключевой конкурент, скорее всего у вас разный бизнес, разные модели и т.д. Видимость по ядру в индексе Яндекс, Google и другие важные параметры, происхождение которых довольно понятно.
Большинство параметров можно взять с «Пиксель Тулс» — количество страниц в индексе, возраст сайта, ИКС, что-то есть на «МегаИндексе», SimilarWeb, что-то из открытых инструментов Google Mobile Friendly, Google Page Speed Insights и т.д.
Вы смотрите, какие значения факторов у вашего сайта, какие у конкурентов, пытаете находить различия. В шаблоне можно применить условное форматирование и сделать градиент по цвету. Например, у конкурентов может быть высокое значение скорости загрузки листингов и карточек товаров, а у вас низкое, у них нет ошибок в мобильной адаптации, а у вас есть и т.д. Скачать шаблон анализа можно по ссылке.
Подводя итоги
Анализ конкурентов является основным для SEO специалистов, в то же время многие им пренебрегают ввиду того, что требуется проделать определенный объем работ. Мы предлагаем эффективный способ автоматизации поисковой аналитики, отладки управления проектами по SEO-каналу, отслеживания изменений с точки зрения поисковой оптимизации в модуле ведения проектов.
Помните о том, что делая что-то не то, мы теряем время, а при потере времени снижается результативность и теряются деньги. Именно поэтому стоит анализировать конкурентов при построении своей SEO стратегии и при регулярной работе над сайтом. Действуйте быстро и будьте первыми, следите за нашими новостями и обучайтесь вместе с нами.
Запись вебинара
Чтобы не пропускать новые материалы, подписывайтесь на наши группу ВКонтакте, чат Telegram и канал YouTube.
Рейтинг статьи:
По оценкам 34 пользователей
Другие материалы