Повышаем CTR, используя микроразметку: от хлебных крошек до расширенных сниппетов
Глобальный тренд в SEO — поведенческие факторы. Их снова крутят (о Боже, Яндекс, сделай, что-нибудь!), о них спорят и они действительно работают. Показатель, с которого начинаются поведенческие — CTR. Ниже рассмотрим, как увеличить органическую кликабельность, используя структурированные данные.
CTR (click-through rate или кликабельность) — соотношение числа кликов к количеству показов сайта по запросу в выдаче поисковых систем, выраженное в процентах.
Основные типы структурированных данных
Структурированные данные — формат кода, который используется для разметки различных типов информации на наших сайтах. Благодаря им поисковые системы лучше понимают тип контента и:
-
подтягивают в сниппеты дополнительные фрагменты, делая их привлекательнее и информативнее для пользователей;
-
добавляют сайт в различные блоки на выдаче: карусели, граф знаний, рецепты, инструкции и так далее.
Словарей для разметки много, но чаще всего используются:
-
Микроразметка Schema.org. Стандарт, который прекрасно понимает как Google, так и Яндекс.
Ниже пример сниппета страницы, на которой правильно используется словарь schema.org/Recipe. Размечен каждый элемент рецепта: от картинок до ингредиентов. Результат:
В коде страницы разметка для ингредиентов выглядит так:
Но к правилам оформления мы ещё вернёмся.
-
Open Graph — протокол, разработанный Facebook для формирования превью при шеринге репостов с сайтов в социальных сетях (FB, ВК, Twitter, LinkedIn, Pinterest).
Форматы и синтаксис
Разметка добавляется в HTML-код страницы, поэтому способы могут быть разными. Основные:
-
Microdata — для обозначения элементов на странице используется атрибуты
itemprop
иitemtype
. Громоздко, но просто и понятно как Google, так и Яндексу. -
JSON-LD — структурированное описание контента размещается с помощью тега <script> в заголовке <head> или теле <body> страницы. Код может подтягиваться динамически, поэтому есть много плагинов под различные CMS для автоматизации разметки. Этот формат особенно приветствуются Google, но пока не поддерживается Яндексом.
-
RDFa — встречается всё реже. Также, как и в microdata, используются атрибуты для разметки видимых для пользователей HTML-элементов:
property
иtypeof
.
Microdata
Начнём с самого распространенного формата в рунете. Ключевой момент для понимания: используя Schema.org, независимо от выбранного синтаксиса, мы работаем с сущностями и их свойствами. Правильно определив сущность, можно найти подходящий словарь и схему на любую тематику.
Вот основные типы сущностей, которые поддерживаются поисковыми системами и полезны в SEO:
Например, для разметки информации об организации сначала нужно объявить подходящую схему и словарь с помощью атрибута itemtype
:
<div itemscope itemtype="http://schema.org/Organization" >
...
</div>
Далее можно использовать различные свойства из указанного словаря и размечать элементы на страницы. Полный перечень свойств каждого словаря можно найти в соответствующих разделах сайта schema.org. Например, адрес:
Используем itemprop
, в значении которого используется свойство streetAddress
, чтобы разметить часть текста, указывающего месторасположение организации:
<span itemprop="streetAddress">Москва, ул. Орджоникидзе, 16</span>
Таким образом, мы сообщаем поисковым системам дополнительные маркеры: вот здесь у нас название организации, здесь логотип, телефон и так далее. Логика простая, а результаты могут иметь приятные последствия в выдаче по витальным запросам. Например подробная информация о компании в Google Knowledge Graph:
Хлебные крошки
Отдельный словарь, который используется для разметки навигационных ссылок — http://schema.org/BreadcrumbList. Благодаря его использованию в сниппет подтягивается цепочка разделов сайта, что помогает пользователю ориентироваться и подчеркнуть соответствие интенту запроса.
Процесс разметки можно автоматизировать с помощью бесплатного инструмента, который генерирует готовый HTML-код с использованием microdata и возможностью добавить эмодзи в Title/Description.
Полезные и часто используемые словари
JSON-LD
Ещё один способ обозначить элементы на странице и структурировать данные с помощью Schema.org. Напомним, что Джон Мюллер из Google рекомендует использовать именно этот синтаксис, но для Яндекса пока стоит использовать microdata.
Как правило, JSON-объект подключается с помощью тега <script> в заголовок страницы, но можно размещать и в рамках тега <body>. Например, для хлебных крошек код будет выглядеть так:
<html>
<head>
<title>The title of the page</title>
<script type="application/ld+json">
{
"@context": "https://schema.org",
"@type": "BreadcrumbList",
"itemListElement": [{
"@type": "ListItem",
"position": 1,
"name": "Books",
"item": "https://example.com/books"
},{
"@type": "ListItem",
"position": 2,
"name": "Authors",
"item": "https://example.com/books/authors"
},{
"@type": "ListItem",
"position": 3,
"name": "Ann Leckie",
"item": "https://example.com/books/authors/annleckie"
},{
"@type": "ListItem",
"position": 4,
"name": "Ancillary Justice",
"item": "https://example.com/books/authors/ancillaryjustice"
}]
}
</script>
</head>
<body>
</body>
</html>
Где:
-
"@context": "https://schema.org" — объявление используемой схемы.
-
"@type": "BreadcrumbList" — сущность, которая в примере выполняет роль контейнера.
-
"itemListElement" — массив, который включает в себя отдельные элементы-разделы, то есть хлебные крошки с указанием очередности, анкора и ссылки.
Ниже пример кода для разметки карточки товара, с использование дополнительных сущностей и свойств: от нескольких изображений, до отзыва, рейтинга, цены и наличия.
<script type="application/ld+json">
{
"@context": "https://schema.org/",
"@type": "Product",
"name": "Executive Anvil",
"image": [
"https://example.com/photos/1x1/photo.jpg",
"https://example.com/photos/4x3/photo.jpg",
"https://example.com/photos/16x9/photo.jpg"
],
"description": "Sleeker than ACME's Classic Anvil, the Executive Anvil is perfect for the business traveler looking for something to drop from a height.",
"sku": "0446310786",
"mpn": "925872",
"brand": {
"@type": "Thing",
"name": "ACME"
},
"review": {
"@type": "Review",
"reviewRating": {
"@type": "Rating",
"ratingValue": "4",
"bestRating": "5"
},
"author": {
"@type": "Person",
"name": "Fred Benson"
}
},
"aggregateRating": {
"@type": "AggregateRating",
"ratingValue": "4.4",
"reviewCount": "89"
},
"offers": {
"@type": "Offer",
"url": "https://example.com/anvil",
"priceCurrency": "USD",
"price": "119.99",
"priceValidUntil": "2020-11-05",
"itemCondition": "https://schema.org/UsedCondition",
"availability": "https://schema.org/InStock",
"seller": {
"@type": "Organization",
"name": "Executive Objects"
}
}
}
</script>
В SERP Google результат может выглядеть так:
В выдаче по картинкам также подтянется рейтинг, цена, навигация и описание:
Также для витальных запросов полезно добавить разметку для поиска по сайту прямо в SERP:
Такой поиск работает как оператор site:www.bookvoed.ru
и покажет релевантные результаты также в выдаче Google. Реализуется с помощью сущности SearchAction
. В случае JSON-LD можно использовать такой шаблон:
<script type="application/ld+json">
{
"@context": "http://schema.org",
"@type": "WebSite",
"url": "http://example.com/",
"potentialAction": {
"@type": "SearchAction",
"target": "http://example.com/search?&q={query}",
"query": "required"
}
}
</script>
Важное правило при использовании JSON-LD: все элементы, которые добавляются в код разметки, должны быть доступны и видны пользователям:
Разумеется, ручная разметка рискует превратиться в раздражающую рутину, поэтому на помощь приходят плагины под популярные CMS и инструменты. Например:
-
Мастер разметки структурированных данных от Google
Популярные плагины под WordPress и Битрикс:
RDFa и RDFa Lite
RDFa — старая и довольно сложная модель представления данных, которая отчасти послужила причиной внедрения новых стандартов попроще, как microdata, так и JSON-LD.
Тем не менее, есть «облегчённая» версия RDFa Lite, которая оперирует пятью основными атрибутами:
-
vocab
— указывает на словарь (как правило Schema.org) -
typeof
—определяет описываемую сущность, например Article (статья). -
property
— свойство объекта. -
resource
— идентификатор для каждого описываемого объекта. -
prefix
— служит для объединения нескольких словарей для одного объекта.
Пример использования всех атрибутов:
<body vocab="http://schema.org/">
...
<div property="breadcrumb">
<a href="http://www.ibm.com/developerworks/">IBM developerWorks</a> >
<a href="http://www.ibm.com/developerworks/web/">Web development</a> >
<a href="http://www.ibm.com/developerworks/views/web/library.jsp"
>Technical library</a>
</div>
<div typeof="Article">
<div property="name">Введение в RDF</div>
<p property="author" resource="#uche.ogbuji" typeof="Person">
by <span property="name">Uche Ogbuji</span>, <span property="jobTitle">Партнёр</span>,
<span property="worksFor">Zepheira</span>.
</p>
<div>Published: <span property="datePublished">01 Dec 2000</span></div>
<div property="description">
<b>Аннотация</b>: статья о формате Resource Description Framework (RDF),
разработанном W3C.
</div>
<div>Теги для статьи:
<span property="keywords">Введение в rdf</span>,
<span property="keywords">rdf</span>,
<span property="keywords">Руководство</span>
.</div>
<div prefix="fben: http://www.freebase.com">
Статья предназначена для широкой аудитории.
</div>
</div>
...
</body>
Open Graph
Микроразметка, которая используется для представления сайта при размещении ссылки на него в социальных сетях.
Типичный код выглядит так:
То есть через атрибуты property
тега <meta> объявляются свойства: название, изображение, размеры картинок (для разных социальных сетей могут отличаться), описание и так далее. Полный перечень возможных атрибутов можно увидеть на официальном сайте протокола.
Для валидации разметки стоит использовать инструмент Facebook, как разработчиков протокола Open Graph, но можно попробовать и Яндекс.Вебмастер.
Валидаторы микроразметки
Два основных инструмента для проверки корректности структурированных данных:
-
Яндекс.Вебмастер. Умеет проверять microdata, schema.org, микроформаты, OpenGraph, RDFa как для всей страницы, так и для отдельных фрагментов кода.
-
Валидатор микроразметки от Google. Есть возможность посмотреть предварительный результат разметки (например, для карточек товаров) и отследить все допущенные ошибки:
-
Проверка поддержки расширенных результатов в Google. Учитывает только разметку, способную влиять на представление сниппета в выдаче.
К сожалению, внедрение одной лишь разметки не гарантирует попадания в расширенные сниппеты, но если проект уже в ТОП-3 Google, то рекомендуем изучить все виды расширенных результатов, поддерживаемых Google и начать работать над подходящими под вашу тематику.
Как анализировать результаты?
В «Пиксель Тулс» есть инструменты для оценки поведенческих (под Яндекс и под Google), которые проверяют:
-
Общий трафик на страницу.
-
Общий поисковый трафик.
-
Поисковый трафик по целевому запросу.
-
Долю длинных сессий (более минуты).
-
Среднее время сессий.
-
Долю сессий с глубиной просмотра более двух страниц.
-
Вхождения запроса в Title и/или Description
-
Размер сниппета в сравнении с конкурентами.
Анализировать показатели можно для десктопной, так и для мобильной выдачи.
Также пригодится парсер сниппетов конкурентов: покажет размер заголовков/описаний в символах, эмодзи, наличие вхождения ключевой фразы.
Напоследок посмотрите вдохновляющую динамику CTR при изменении позиций в Google:
Всем роста и больше переходов из SERP!
Рейтинг статьи:
По оценкам 51 пользователей