Факторы контента и факторы ранжирования в глазах искусственного интеллекта Google AI Search
В 2018 году Роджер Монтти, владелец сервиса Martinbuster и автор статей в Search Engine Journal, активно изучал факторы ранжирования Google и консультировался с ведущими западными SEO-специалистами.
В ходе своих исследований он пришёл к выводу, что алгоритмы Google кардинально изменились, а контент-факторы теперь играют главную роль. Обычно, контент включают в факторы ранжирования, но Роджер чётко разграничивает два понятия. Давайте разбираться почему.
Эволюция SEO-факторов
Поисковые системы развиваются быстрее, чем SEO-индустрия, которая вынуждена «догонять» изменения.
Статистический анализ от 2005 года
Хороший пример — объявление 2005 года на конференции PubCon New Orleans о роли статистического анализа в поощрении качественных сайтов и понижении позиций спамных ресурсов. Речь шла о наборе переменных и коэффициентах для всех сайтов, которые помогали бороться со спамом — анализировались аномальные значения и применялись санкции.
Антиспам-борьба была настоящим прорывом в работе поисковиков, а количество ссылок, их качество и PR, рассчитанный по ссылочному графу, стали одними из главных факторов ранжирования в Google. Специалистом пришлось потрудиться, чтобы адаптироваться под изменения.
Пингвин в 2012 году
The Penguin также стал сюрпризом, если не сказать ударом, для индустрии. Более того, лишь спустя несколько лет стали публиковаться правдоподобные объяснения работы алгоритма. Вот одно из них: https://www.searchenginejournal.com/googles-penguin-algorithm-really-research/185261/
SEO с тех пор перестало быть в основе своей простым наращиванием ссылочной массы и накруткой ссылочных метрик.
Факторы ранжирования под AI
Теперь мы работаем в эпоху, когда за 30% результатов выдачи отвечает искусственный интеллект. На Search Engine Land также было опубликовано исследование алгоритма нейронных сопоставлений Google (Neural Matching Algorithm).
Google использует искусственный интеллект (ИИ) весь 2018 год, хотя заявление об этом было сделано лишь спустя несколько месяцев после внедрения алгоритма.
Дэнни Салливан называет нейронные сопоставления «супер синонимами».
Кстати, его пример, показателен и для google.ru:
Как AI влияет на факторы ранжирования?
Изучая ИИ алгоритмы, становится ясно, что они вступают в игру после отработки привычных факторов ранжирования. Поэтому, пока что мы в безопасности и классические параметры наших сайтов остаются важны. 100+ основных факторов ранжирования Google мы уже разбирали.
Поисковая система сначала оценивает сайты по запросу с помощью так называемого Ranking Engine. Затем алгоритм нейронного сопоставления анализирует полученные данные, после чего учитываются дополнительные факторы ранжирования, отличные от классических. Ссылки на последнем этапе уже не играют роли.
Разумеется, это очень упрощённая схема работы Google. Алгоритмов множество, плюс добавление в выдачу страниц по схожим фразам, чтобы не ограничивать SERP только введенным пользователем запросом.
Самое главное здесь — последовательность действия механизмов. А в ней ИИ начинает работать уже после анализа ссылок, тегов и заголовков. По сути мы имеем два этапа: оценка параметров с помощью статистического анализа и выбор лучших ответов из них с помощью интеллекта, пускай и искусственного.
Пример для ясности: знакомый попросил вас помочь выбрать ему остросюжетную книгу. Вы идёте в книжный, находите полку «приключения», где книги расставлены по каким-то параметрам типа алфавита или популярности, вы выбираете несколько лучших и относите знакомому: «одна из этих тебе подойдёт». Вашу роль в работе Google выполняет ИИ.
AI стремится отвечать как человек
Когда пользователь смотрит на веб-страницу изучает ли он title и заголовки? Вряд ли — он ищет ответ на свой вопрос. Можно сказать, что Google AI делает также.
Если совсем упрощать, можно выделить две его основные функции:
-
Попытка понять, что именно пользователь имеет в виду, когда вбивает запрос.
-
Дать результат, подходящий под «разгаданный» замысел пользователя.
ИИ не подсчитывает вхождения ключевых фраз, он пытается решить проблему. Поэтому, в который раз, нужно пытаться удовлетворить интент. Даже в e-commerce или особенно в e-commerce. Здесь мы подробно рассматриваем работу с интентом.
Контент-факторы ранжирования
Факторы контента это именно то, к чему Роджер Монтти пытается нас подвести, предлагая глубже рассмотреть вопрос и уделить им больше внимания:
-
Изображения.
-
Тема страницы.
-
Интент или потребность, выраженная в поисковом запросе.
Изображения как контент
Тщательно подобранные картинки влияют на ранжирование и могут подтягиваться в расширенные сниппеты и занимать высокие позиции в Google Image Search (поиск по картинкам).
Рекомендуем ознакомиться с обновлённым руководством Google по работе с изображениями.
Тема как контент
Чётко обозначенная тема статьи или страницы показывает цель документа. Отсутствие целенаправленности и «размытый фокус» — одна из главных причин плохих позиций, по мнению Роджера. Особенно для информационных сайтов. Там, где мы подозреваем санкции или переспам, возможно просто отсутствует проработка под определённый интент.
Интент
Эпоха ключевых фраз закончилась. Исследование запросов — только начало работы. Понимание намерений пользователей — новая веха в эволюции SEO. Поисковые системы диктуют нам направление, не стоит его недооценивать.
Для работы с интентом используйте инструменты:
Классические факторы ранжирования поддерживают факторы контента
Например:
-
Контент вокруг изображения относится к самой картинке и повышает её релевантность или наоборот.
-
Подписи к изображения и атрибут alt также подсказывают Google значение и смысл картинки.
-
URL-адрес страницы и картинки должен описывать, что собственно на ней изображено.
Это помогает определить смысл и тему страницы, необходимые для понимания релевантности искусственным интеллектом Google.
Старая SEO-методика: Сбор ядра > Добавление ключевиков в факторы ранжирования (анкоры, заголовки, title) > Позиции.
Увы, теперь этого недостаточно.
Атрибут Alt
Правильное использование атрибута — в точности описать, что изображено на картинке. Мы до сих пор часто игнорируем эту рекомендацию.
На developers.google.com есть инструкции к заполнению атрибута.
В примере используется изображение кошки, а альтернативным текстом (Alt) рекомендуют добавить подпись: «кошка, угрожающе глядящая в космос». Предельно точно.
Обратите внимание, Google не говорит об использовании ключевика в подписи к фотографии, но советуют точно описать, что на ней изображено.
В статье, посвященной неопределённой дате релиза новой версии WordPress 5.0, Роджер использует изображение играющих детей. В Alt он подробно пишет:
Изображение ребёнка, символизирующего WordPress в состоянии неопределённости.
Картинка высоко ранжируется в поиске по картинкам Google:
Даже использование и описание метафоры может дать свои результаты. Это важно для понимания работы ИИ. Минимизируйте случайность при создании контента — пусть факторы поддерживают и дополняют друг друга.
Джон Мюллер подтверждает значение атрибута Alt:
И речь не только о ранжировании в Google Search Images — каждая подпись к картинке способна придать целенаправленности странице и повысить её позиции. Разумеется, если и остальные факторы будут учтены.
В итоге, стоит отталкиваться от интента, в первую очередь проработать контент и стараться улучшить его с помощью традиционных факторов и технической частью.
Простое добавление ключевых фраз на страницу становится анахронизмом, хотя и продолжает работать в низкоконкурентных нишах. Но для 30% запросов включается ИИ и это весомый показатель.
Новый подход добавляет нам работы, но одновременно с этим появляется более точное понимание работы поисковых систем — они становятся человечнее. Оригинал статьи на английском здесь: https://www.searchenginejournal.com/content-and-ranking-factors/280951/
Всем синергии с AI Google!
Рейтинг статьи:
По оценкам 43 пользователей