Управление редиректами: руководство для начинающих SEO-специалистов
Редиректы являются критически важной частью успешной работы любого сайта, но зачастую процессу управления перенаправлениями уделяется слишком мало внимания.
Без грамотного управления редиректами могут быть удалены важные перенаправления. В итоге, пользователи попадают не туда, куда нужно, а также теряется ссылочная масса, необходимая для высокого ранжирования сайта. Весь этот процесс должен быть контролируемым и устойчивым, не становясь обременением для команды.
Существует несколько принципов для процесса управления редиректами:
-
Перенаправления и сам процесс должны быть простыми в понимании и управлении.
-
Избегайте цепочек из редиректов — как можно больше прямых.
-
Обеспечить возможность аналитического отслеживания или другой видимости их использования.
Важно помнить об изменениях, которые неизбежно произойдут со всеми заинтересованными сторонами, технической поддержкой и интернетом в целом в течение жизни сайта.
Вполне вероятно, что однажды в будущем на сайте произойдет изменение CMS, повсеместная замена URL, поменяется расположения медиафайлов или сайты из ТОП-10 начнут использовать какую-то новую технологию, которая повлияет на ваши ссылки.
Изменения также будут происходить с течением времени и в команде разработчиков, отвечающих за:
-
Решение о том, как будут работать перенаправления.
-
Создание, редактирование или удаление редиректов.
-
То, какие URL должны быть перенаправлены, куда и почему?
Конечно, существует множество вариантов и разновидностей редиректов с технической точки зрения, все они имеют конкретные случаи использования и свои антипаттерны — 3xx редиректы, meta refresh, JavaScript, htaccess и т. д.
В этой статье вы узнаете об управлении редиректами, независимо от используемой технологии.
Общие случаи применения редиректов
Существуют различные способы использования редиректов на сайтах. Три наиболее распространённых случая, требующих контроля на крупных сайтах, можно классифицировать следующим образом:
-
Перемещение страницы.
-
Персонализированный редирект.
-
Служебное перенаправление.
Проверить, правильно ли настроен и работает ли ваш редирект можно с помощью инструмента «Определение технических показателей страницы».
Управление редиректами типа «Страница перемещена»
Если существующая страница перемещается со старого адреса на новый, необходимо установить перенаправление. Это поможет людям и ботам найти, где находится теперь страница, когда они пытаются к ней обратиться.
Человек может сохранить старую ссылку в закладках, найти ссылку на неактуальный URL на какой-то странице или в электронном письме, увидеть адрес где-нибудь в печатном виде и набрать его в поисковой строке. Поисковый бот может найти старый URL в виде ссылки на странице или во время перебора существующего индекса страницы.
Для случаев, когда вам необходимо сделать 301-редирект, то есть постоянное перенаправление, рекомендуем воспользоваться инструкцией «Как сделать 301-редирект в файле .htaccess».
В любом случае перенаправление является правильным способом показать, что страница находится в новом месте. Существует два общих типа редиректов «Страница перемещена»: пакетное перенаправление по шаблону и одиночное перенаправление.
Пакетные перенаправления (управляемые)
Если каждый URL на сайте или в каталоге назначается по одному алгоритму, то необходимое правило для перенаправления может быть довольно простым и продержаться практически вечно, не требуя обслуживания.
Например, если вы переместили каталог новостей со страницами корпоративного с «https://newsroom.domain.com» на «https://domain.com/news/», а в остальном URL-адреса остались прежними, то все редиректы может выполнять всего одно правило. Это правило также вряд ли будет вступать в конфликт с новыми несвязанными перенаправлениями. При смене CMS или плагина управления редиректами, прописанный алгоритм в будущем продолжит поддерживать и другие соответствующие ему правила.
Большим преимуществом использования редиректов по шаблону является возможность легко вносить корректировки. Например, редактировать запросы или менять шаблон перенаправления, если произойдет какое-то масштабное изменение, такое как переезд сайта на https или другое.
Одиночные перенаправления (управляемые)
Если отдельная страница должна быть перемещена на другой URL или даже группа страниц, но для этого нет общего алгоритма, чтобы создать шаблон, тогда необходимо задать список перенаправлений один к одному.
Например, если у вас есть запись в блоге с URL «https://domain.com/blog/devops-conferences-2021.html» и вы хотите изменить его на «https://domain.com/blog/devops-conferences.html», то вам нужно создать единичный редирект со старого адреса на новый.
В то время как список перенаправлений, соответствующий шаблону, можно легко поддерживать в рабочем состоянии вечно, разовые перенаправления, скорее всего, придётся вывести из эксплуатации. Если ваш сайт в будущем перейдет на новую CMS или у вас закончится место в менеджере перенаправлений — редирект может не сохраниться.
Джон Мюллер по этому поводу высказался следующим образом: «Было бы хорошо сохранить этот тип перенаправления активным в течение нескольких лет, но это может оказаться невозможным».
В связи с этим, важно понимать, как долго перенаправление было активным и как часто им пользуются. Такой подход позволит принимать решения о том, какое перенаправление удалить, а какое продолжать поддерживать.
Управление персонализированными редиректами
Группа перенаправлений, часто называемых «Персонализированными редиректами» (Vanity redirect) или «Персонализированными ссылками» — это сокращённые URL, предназначенные для простоты ввода, запоминания и чтения.
Персонализированные редиректы почти всегда являются одноразовыми. Распространённым заблуждением многих заинтересованных сторон крупных сайтов является необходимость использования таких ссылок без какого-либо конкретного обоснования.
Если канонический URL страницы на корпоративном сайте находится в двух, трёх, четырёх и более папках, то заинтересованная сторона может запросить персонализированный редирект, указывающий на фактическое местоположение. Однако такое перенаправление не поможет пользователям, если они не знают, как ввести его в браузере.
Одной из особенностей пользователей интернета является то, что они редко набирают URL-адреса в браузере, чаще всего всего просто нажимают на ссылку в поиске.
По-настоящему полезные редиректы — это те, которые пользователь видит или слышит, когда не пользуется интернетом. Реклама в журнале, рекламный щит, подкаст или радиореклама — всё это отличные варианты использования персонализированного редиректа.
В таких случаях человеку нужно легко запомнить и быстро набрать адрес. «Посетите сайт acme.com/piano чтобы получить бесплатное пианино!» — идеальный вариант. Если нет нужды в таком редиректе и нет планов по размещению подобной рекламы, то почти наверняка он вам не нужен.
Ни SEO, ни удобство использования сайта не помогут, если на нём будет стоять уникальный редирект, которым никто не пользуется. Когда придёт время переносить все перенаправления в новую CMS или в новый менеджер, они могут доставить лишь серьёзные неудобства.
Управление служебными редиректами
Служебные редиректы — это тип часто совпадающих по шаблону перенаправлений, которые служат техническим или управленческим целям.
К распространённым видам таких перенаправлений относятся:
-
Перенаправление с http на https.
-
Добавление или удаление www.
-
Добавление или удаление слэша, а также. html.
-
Принудительное изменение регистра на нижний.
-
Добавление, удаление или редактирование строки запроса.
Проверить, а также посмотреть примеры частых редиректов можно с помощью инструмента «Поиск зеркал сайта».
Поскольку эти параметры соответствуют шаблонам, их можно легко поддерживать и изменять в будущем, если это потребуется.
Важно тщательно продумать порядок операций при комбинировании служебных перенаправлений вместе с редиректами «страница перемещена» и «персонализированные редиректы», чтобы обеспечить меньшее количество переходов и простоту обслуживания.
Служебные редиректы могут сократить количество необходимых одноразовых персонализированных перенаправлений за счет автоматизации и упрощения. Для понимания спецсимволов, которые используются при написании редиректов, вы можете обратиться к памятке.
Например, приведение к нижнему регистру может в некоторых случаях устранить необходимость создания нескольких версий одного и того же уникального URL.
Сокращённые ссылки, которые не читаются человеком
Один из классов редиректов, который как бы разделяет границы между полезностью и пониманием — это сокращённые URL, которые не предназначены для запоминания или легкого набора пользователями.
Они часто используются для QR-кодов, чтобы уменьшить длину URL или пользователями социальных сетей, чтобы узнать, сколько кликов получают их общие ссылки. Для крупных сайтов сокращенные ссылки не нужны.
Отслеживание редиректов
Лучший способ понять, как используются перенаправления — это добавить строки запросов к месту назначения некоторых типов перенаправлений.
Vanity Redirects, QR-Code Redirects и One-Off Page Moved Redirects. Все эти случаи использования строк запросов приводят к аналитическому отслеживанию использования редиректов.
Etrade.com представляет собой яркий пример использования строк запросов для Vanity Redirects. Например, etrade.com/stockplans перенаправляет на https://us.etrade.com/stock-plan? vanity=stockplans. Это позволяет компании Etrade понять, сколько людей воспользовались этим редиректом за определённое время и какие действия они совершили после перехода на сайт.
Данные аналитики об использовании перенаправлений могут помочь команде разработчиков и SEO-производству определить, какие перенаправления необходимо поддерживать или можно убрать, а также какие кампании приносят больше всего посетителей и вовлечённости.
Отслеживание в аналитике полезных перенаправлений, таких как http на https, представляет меньшую ценность, поскольку сайт, скорее всего, будет поддерживать их независимо от того, используются они регулярно или нет.
Указывайте полный путь перенаправления в строке запроса:
-
Спецсимволы следует заменять дефисами.
-
Укажите тип перенаправления: 301, 302, JavaScript и т.д.
-
Укажите цель перенаправления: vanity, utility, page moved, QR и т.д.
-
Укажите дату добавления.
-
Укажите команду, ответственную за редирект.
Не все эти данные необходимо включать в строку запроса назначения редиректа, но все они могут использоваться. После внедрения команда сможет проводить аудит их использования ежегодно или с любой другой периодичностью.
Если, например, Vanity Redirect был создан для определённой кампании, которая завершилась, а перенаправление не использовалось в течение двух или трёх лет, то пора прекратить поддерживать этот старый редирект.
Антипаттерны редиректов
Существует множество антипаттернов для перенаправлений. Они могут показаться хорошим быстрым решением, но в конечном итоге приводят к большему количеству проблем, чем решают, поэтому их следует избегать.
Некоторые антипаттерны редиректов включают:
-
Перенаправление страниц 404 на главную страницу.
-
Перенаправление на ошибку 404 вместо того, чтобы выдавать ошибку 404 на несуществующий URL.
-
Перенаправление на перенаправление (цепочка редиректов).
-
Редирект и не обновление страницы, на которой находится ссылка на перенаправление (внутренняя ссылка на редирект).
-
Использование редиректов для A/B-тестирования вместо манипуляций с DOM.
-
Ссылки на непоследовательные редиректы — когда пользователи нажимают на ссылку, думая, что найдут определённый элемент на сайте, но их перенаправляют в другое место.
Многие антипаттерны редиректов можно устранить, следуя двум принципам:
-
Никогда не ссылайтесь на внутренние перенаправления. Когда страница закрывается, найдите все внутренние ссылки, указывающие на старую страницу, и удалите или обновите их.
-
Позвольте старым страницам, которым нет замены, стать 404-ми и не забудьте удалить ссылки на них.
Заключение
Подводя итоги, мы хотим сказать, что приведение в порядок процесса управления редиректами поможет сделать ваш сайт более структурированным, а пользователей счастливыми.
Внедрите аналитическое отслеживание перенаправлений для проведения аудита и удаления старых редиректов, которые не нужно более поддерживать. Не указывайте внутренние ссылки на перенаправления, если на то нет веских причин.
Благодарим Стивена Уоттса и коллег из Search Engine Journal за статью о редиректах, с оригиналом вы можете ознакомиться по ссылке.
Подписывайтесь на наш канал YouTube, чат Telegram и группу ВКонтакте, чтобы стать частью дружной SEO-тусовки.
Рейтинг статьи:
По оценкам 49 пользователей