Поиск

Как выжить в условиях mobile-first индексации — SEO-чек-лист

04 Июля 2018

C конца марта 2018 года владельцы сайтов массово получают сообщения в Search Console от Google о переводе сайта на mobile-first-индексацию. Это значит, что теперь сайт будет ранжироваться в поиске по его мобильной / адаптивной версии. О важности нового алгоритма написано много, но пора копнуть несколько глубже и взглянуть на технические особенности оптимизации страниц под мобильный ТОП.

Mobile-first-индексация

Вопреки расхожему мнению, Google не создаёт отдельный индекс для мобильного поиска — он один и для десктопных и мобильных версий. По сути, изменилась только одна вещь, но действительно важная: для сканирования сайтов теперь используется мобильный юзерагент, а не десктопный. То есть, Google хранит в индексе мобильную версию проекта.

Вот какой User-agent указывает Googlebot в случае десктопного сканирования:

Mozilla/5.0 (compatible; Googlebot/2.1; +http://www.google.com/bot.html)

Для mobile-first указывается мобильное устройство:

Mozilla/5.0 (Linux; Android 6.0.1; Nexus 5X Build/MMB29P) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/41.0.2272.96 Mobile Safari/537.36 (compatible; Googlebot/2.1; +http://www.google.com/bot.html)

То есть Googlebot сканирует сайты, притворяясь мобильными устройствами на Android или iOS, ожидая, что контент будет оптимизирован под популярные смартфоны и их браузеры.

Подходы к мобильной оптимизации

С помощью указанного выше User-agent Googlebot проверяет насколько удобна страница для посещения с мобильных устройств. Наблюдается тенденция на три следующих подхода к оптимизации:

1. Адаптивный или responsive-дизайн. В этом случае почти ничего не меняется: URL-адреса остаются прежними, а HTML-код идентичным. Дизайн сайта просто адаптируется под размер экрана пользователя. Google рекомендует этот вариант, как предпочтительный — минимум правок, единый URL и удобство для пользователей.

Адаптивный дизайн для mobile-first

2. Динамический показ. Сервер отправляет в качестве ответа различные конфигурации HTML и CSS в зависимости от агента пользователя. Другими словами — один URL, но разный код документа. В этом случае высокая вероятность ошибок: планшеты определяются как смартфоны, компьютеры как мобильные, а список возможных агентов должен быть всегда актуальным.

Динамический показ сайта

3. Отдельный URL для мобильной версии сайта. Контент для десктопа находится на одном адресе, для мобильных устройств — на другом. Это может быть поддомен или раздел на основном домене. Googlebot понимает переадресацию, реализованную с помощью HTTP или Javascript. Важно не забывать об атрибутах: rel="alternate" для обычной страницы и rel="canonical" для мобильной.

Разделение адресов для разных версий сайта

У каждого из перечисленных подходов есть свои преимущества и недостатки, но для целей SEO — адаптивный дизайн наиболее правильный выход и наименее ресурсозатратный.

Проблема в том, что одного лишь дизайна недостаточно, и даже «зелёный» результат проверки с помощью валидатора Google не гарантирует успеха в мобильной выдаче. Тем не менее, его тоже стоит проверить:

Проверка мобильной оптимизации в Google

Теперь перейдем к техническим SEO-аспектам. Если вы используете динамический показ мобильной версии сайта или отдельные поддомены, будьте готовы поработать.

Оптимизация мобильных страниц

Первым делом проверьте:

  • Оптимизацию тегов title и description.

  • Наличие заголовков.

  • Контент. На мобильной версии он должен быть таким же, как и на версии для десктопа.

Первый шаг очень важен, несмотря на очевидность. После того, как Google переведёт ваш сайт на mobile-first индексацию, поисковый робот будет первым делом сканировать мобильную версию. Если качество оптимизации хуже, чем на обычной версии сайта, то вы рискуете потерять позиции.

Структурированные данные

Микроразметка помогает формировать сниппеты в выдаче. Не забывайте размечать мобильные страницы с помощью BreadcrumbList. Пользуйтесь бесплатным инструментом для генерации сниппетов и улучшайте кликовые метрики (CTR). Проверить разметку на ошибки можно с помощью инструмента Google.

Теги Hreflang

Если у вас мультиязычный сайт, используйте атрибут rel="hreflang" и rel="alternate" в элементах link для контента на разных языках. Атрибуты должны быть указаны для каждой версии мобильной страницы.

Теги hreflang для мобильных страниц

Пагинация

Иногда, для удобства пользователей не стоит разбивать объёмный контент на подстраницы — на мобильных устройствах проще скролить, чем пользоваться постраничной навигацией.

Главное — убедитесь, что на мобильной версии документа, вы не потеряли часть содержания, разбитого с помощью пагинации. Если решили сохранить нумерацию для частей контента, не забудьте об атрибутах rel="prev" и rel="next". Ни один URL не должен пострадать.

Внутренние ссылки

Когда Googlebot сканирует сайты, он перемещается по ссылкам, также как и пользователи. Мы знаем, что ссылки имеют решающее значение в ранжировании и никаких исключений для mobile-first нет. Заботьтесь о структуре сайта на мобильной версии также, как и на десктопной — это часть PageRank каждой страницы.

Онлайн-сервисы и десктопные программы позволяют просканировать внутренние ссылки с разных юзерагентов (скоро эта возможность будет и в «Пиксель Тулс»). Сравните карты обхода для десктопной версии и мобильной.

Внутренние ссылки на мобильных страниц

Иногда мобильные страницы с глубоким уровнем вложенности получают меньший PR, чем документы для компьютеров. Это может потребовать дополнительной перелинковки.

Расположение ссылки в документе

На ценность ссылок может влиять их расположение на странице. Ещё в 2004 году Google зарегистрировал патент на «reasonable surfer». Суть метода в том, что ссылка, на которую пользователь кликнет с высокой вероятностью имеет больший вес, чем та, которая расположена неудобно или, например, в футере.

Нет оснований полагать, что в условиях mobile-first индексации это правило перестало действовать. Убедитесь, что все ссылки на мобильных страницах доступны и удобно расположены.

Robots.txt

Если ваша мобильная версия живёт на отдельном поддомене, не забывайте о файле robots.txt. Он должен иметь такие же правила, как и основной домен. Проверьте доступность файла и все указания вроде disallow — отличий быть не должно.

Редиректы

Как и в предыдущих пунктах — если есть переадресация на основной версии, то она должна сохраняться и для мобильных пользователей. Не добавляйте себе SEO-проблем и не откладывайте проверку редиректов.

Скорость и частота сканирования

Когда ваш сайт перейдёт на mobile-first индексацию, скорость обхода Googlebot скорее всего увеличится. Убедитесь, что ваш хостинг обладает достаточной пропускной способностью для высокой скорости загрузки сайта. Оптимальный показатель — 300 мс (0,3 секунды). Это важно не только для поисковых роботов, но в первую очередь для ваших пользователей.

Дважды проверьте, а потом... проверьте ещё раз

Вопрос mobile-first индексации вашего сайта не «если», а «когда». Рано или поздно это случится и нужно подготовить качественную мобильную версию. Помните, она не должна уступать в оптимизации обычной версии сайта. Все аспекты SEO обязаны быть соблюдены.

Готовьтесь, а позиции проверяйте уже сейчас. Вот два бесплатных инструмента, которые покажут разницу в выдаче для мобильных устройств и компьютеров:

Для регулярных проверок и отслеживания динамики мобильных позиций заведите проект в нашей CRM. Удачного перехода на mobile-first!

Узнайте, как увеличить SEO‑трафик сайта в 3+ раза?

Укажите домен вашего сайта, приоритетные регионы продвижения и получите самый
полный список точек взрывного роста трафика и заявок с вашего сайта

Выберите ваш сайт
 
укажите сайт, регион и близких вам конкурентов
Немного магии поисковой
оптимизации —
мы подготовим для вас не менее 25 персональных рекомендаций
Отслеживайте прогресс
 
и получайте регулярные советы, рост трафика и продаж

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Инструменты доступны после быстрой регистрации

?
Прочитал и принимаю условия Оферты сервиса.