Искусственный интеллект в поиске: чего ожидать в 2024 году?
Какие инструменты с искусственным интеллектом помогут SEO-специалистам прокачать проекты в ТОП? Что ждет нейросети в поиске и стоит ли переживать за сокращение ручного труда? На эти и другие актуальные вопросы мы ответим в нашей сегодняшней статье от команды Пиксель Тулс.
Прошлый год запомнился нам появлением первых «осознанных» нейросетей, которые сначала существовали как отдельные сущности и, после недолгого тестирования, были внедрены в поисковые системы Яндекс и Google. Множество компаний создали свои небольшие ИИ-инструменты для решения каких-то текущих задач или для автоматизации более крупных. Мы не можем отрицать тот факт, что сейчас влияние нейросетей на поисковые системы как никогда велик и далее будет только усиливаться. Так чего же нам ждать, какие инструменты помогут в развитии SEO, построении маркетинговых стратегий и как выстроить максимально эффективный рабочий процесс?
Подробнее ознакомиться с действующими нейросетями в Яндекс и Google рекомендуем в наших статьях.
Первым шагом, прежде чем начать использовать ИИ, составьте список задач, с которыми вы сталкиваетесь в течение рабочего дня, вероятнее всего уже есть или скоро появится инструмент, который упрощает решение этих задач.
Почему ИИ важен для SEO?
Проще говоря, ИИ есть или будет практически во всем, чем пользуетесь вы и ваши клиенты — особенно в поиске. Поисковые системы, такие как Яндекс и Google, уже несколько десятилетий используют ИИ в алгоритмах ранжирования. Но только с прошлого года началось открытое тестирование и предложение пользователям поиска воспользоваться генерацией изображений, текстов, написанием кода, помощь в поиске по запросу и т.д.
Что сейчас есть в открытом доступе для всех в разных поисковых системах:
- Яндекс активно предлагает умного ассистента Алису, создает карточки товаров и генерирует изображения в Шедевруме
- Google экспериментирует с Search Generative Experience (SGE) и инструментами ИИ для творчества, продуктивности в Labs.
- Bing предлагает чат, резюме и возможности создания изображений на основе ИИ.
- У Baidu есть чат-бот с искусственным интеллектом и облачная платформа разработки, аналогичная Google и Microsoft.
- Naver недавно запустил облачную платформу для разработки сервисов ИИ.
- Brave предлагает ИИ-сумматор для результатов поиска.
- Wolfram|Alpha предлагает API для LLM.
Ведущие рекламные, бизнес, маркетинговые, продуктовые и SEO-платформы интегрируют генеративные ИИ-чаты и инструменты.
На примере Пиксель Тулс, мы создали два инструмента «AI-генерация контента» и «AI-генерация изображений», внедрили в модуль проектов и ряд инструментов возможность закрывать часть задач при помощи нейросетей ChatGPT, YandexGPT, Leonardo AI и Dalle.
Наблюдение за тем, как чат-боты ИИ осуществляют поиск и изучение принципов работы каждой поисковой системы может дать представление о том, как оптимизировать контент как для поисковых систем, так и для ИИ.
Например, ИИ Bing меняет принципы работы поиска, Perplexity стремится модернизировать PageRank для получения более точных ответов, а Cohere стремится улучшить результаты поиска с помощью технологии Rerank.
Если вы еще не знаете, как эффективно использовать доступные нейросети для решения SEO-задач, рекомендуем пройти курс по нейросетям «НейроГений» и курс по SEO «Бери и делай».
Важные оговорки об использовании ИИ
При использовании любого инструмента искусственного интеллекта или онлайн-сервиса важно помнить, что не следует делиться конфиденциальной или чувствительной информацией. Люди могут просматривать предоставленную вами информацию в целях получения достоверной информации, которая может быть далее неверно использована.
Предоставленная вами информация может быть включена в обучающие данные для будущих моделей. Некоторые платформы позволяют отказаться от использования данных для обучения в профилях пользователей, настройках учетных записей, профилях разработчиков, настройках проектов ИИ, настройках чата и т. д.
Поскольку инструменты ИИ используют в качестве обучающих данных информацию, взятую из интернета, ответы, генерируемые нейросетями, могут быть неточными.
Всегда проверяйте факты в контенте генеративного ИИ
Никогда не доверяйте содержимому генеративного ИИ для получения медицинских, юридических или финансовых данных.
Можно ли получить юридическую защиту от нарушения авторских прав, сгенерированных ИИ? Некоторые крупные компании предлагают помощь отдельным клиентам, в том числе Anthropic, Microsoft и OpenAI. Но для частного использования, особенно для написания текстов и последующего размещения на сайтах, нейросеть не самый лучший вариант.
Некоторые инструменты ИИ доступны только для исследований или предварительного просмотра. Созданный ими контент не предназначен для публикации, перепродажи или коммерческого использования. Стоит учитывать эту информацию, при создании рекламных или информационных материалов.
Какие планы по развитию нейросетей на 2024 год у Яндекса и Google?
Поисковая система Google Search Generative Experience (SGE) продолжает развиваться по мере роста интереса потребителей к поиску с использованием искусственного интеллекта. Внимание Google к улучшению поиска с помощью искусственного интеллекта, включая ускорение времени отклика и новые форматы объявлений, свидетельствует о переходе к поисковому опыту с использованием искусственного интеллекта.
Развивающийся ландшафт ИИ в поиске включает в себя новые возможности для обнаружения контента, изменения в форматах рекламы и потенциальное влияние на трафик органического поиска.
Изначально предполагалось, что эксперимент Google Search Generative Experience (SGE) в Labs закончится в декабре 2023 года. Но с последним редизайном сайта Google Labs многие заметили, что дата окончания SGE исчезла. Поэтому пока нет понимания, когда SGE полноценно «переедет» в основной поиск Google.
SGE отвечает на вопросы и предлагает новые пути для пользователей поиска. Он позволяет лучше отвечать на запросы, с которыми люди приходят в поиск сегодня, а также открывает совершенно новые типы вопросов, на которые может ответить поиск.
Например, было обнаружено, что генеративный искусственный интеллект может соединять точки в процессе изучения темы или проекта, помогая людям взвесить множество факторов и личных предпочтений, прежде чем совершить покупку или забронировать поездку. Например, на скриншоте ниже, показано, как нейросеть предлагает ознакомиться с характеристиками товара, их плюсами и минусами.
Google намерен и дальше увеличивать скорость ответов ИИ в поиске. С момента запуска в мае 2023, повысилась эффективность обслуживания, сократив время генерации снимков ИИ в два раза.
Более 20% людей регулярно используют генеративный ИИ по данным августовского отчета McKinsey & Company «Состояние искусственного интеллекта». В нем приводится распределение использования генеративного ИИ на работе и вне работы по отраслям на основе глобального опроса, в котором приняли участие 1 684 человека.
Эксперименты с Gemini повышают производительность SGE
Когда Google представила Gemini, новое семейство больших языковых моделей (LLM), она рассказала обо всех способах использования Gemini в продуктах Google.
Среди них — эксперименты с Gemini для SGE, которые увеличили скорость ответов, и включение Gemini Pro в компаньона SGE, Bard.
LLM, такие, как Gemini используются не только для более эффективной организации информации, но и для создания более разговорной и интерактивной модели для пользователей, взаимодействующих с поисковыми системами. Эта трансформация повышает роль поисковых систем, не ограничиваясь простым поиском информации. Расширенные возможности теперь включают синтез данных, создание креативного контента и развитие предыдущих поисковых запросов. Несмотря на все эти усовершенствования, основная цель — соединять пользователей с контентом, который они ищут, остается основной функцией.
Опасения по поводу авторских прав, потери трафика органического поиска растут
Издания Atlantic (через WSJ), News/Media Alliance, Tom's Hardware и другие специалисты в области издательского дела выражают обеспокоенность тем, как Google SGE нарушает авторские права.
В обоих случаях контент издателей используется для создания ответа в SGE, который не требует дополнительных исследований.
Кроме того, потенциальное влияние SGE на трафик, который сайты получают из органического поиска, привело к подаче коллективного иска против Google, который был подан в середине декабря.
Какие перспективы развития у Яндекса и его основной нейросети YaGPT?
С осени прошлого года, YandexGPT, основную нейросеть, подключенную к Яндекс поиску, тестировали более 200 тысяч пользователей, результаты генерации ответов были оценены порядка 135 тысяч раз, точность составила более 70%. Сейчас блок с быстрыми ответами является результатом генерации контента нейросетью, но не во всех случаях. Например, медицинская или финансовая тематика, все еще показывается на основе выдачи подходящего контента с сайтов в поиске.
Когда пользователь что-то ищет в поисковой системе, YandexGPT формирует карточку с тезисными ответами вверху страницы. Быстрые ответы позволяют получить первичную информацию и сэкономить при этом время. В карточке указано, что ответы сгенерированы нейросетью.
Вот что показывает Яндекс в быстрых ответах при общем запросе.
На чувствительный вопрос медицинской тематики Яндекс пока оставляет только проверенную информацию с релевантного сайта.
Несмотря на то, что первый вариант ответа содержит ссылку на первоисточник, все же, данные в быстром ответе агрегированы и могут подтягиваться с нескольких источников. Для SEO-специалистов это очередной сигнал, чтобы усилить проработку страниц и стать именно тем первоисточником, который нейросеть будет использовать для показа в быстрых ответах.
YandexGPT работает на главной странице «Яндекса», в «Поиске», «Маркете», «Лавке», «Практикуме», «Учебнике», «Авто.ру» и других сервисах компании. Компания даёт бизнесу доступ к API нейросети через Yandex Cloud и разрабатывает собственные В2В-решения на её основе. В 2024 году планируется дальнейшее расширение языковой модели нейросети, повышение качества и скорости ответов, а также развитием направления создания изображений.
Активная работа идет над созданием товарных карточек и предоставлении среза по отзывам о товаре. Это упрощает пользовательский опыт как со стороны покупателя, так и со стороны продавца.
К сожалению, Яндекс ведет более закрытую работу над собственной нейросетью, поэтому обо всех новшествах мы узнаем из анонсов после публикации доработок.
Как специалисты могут адаптироваться к Google SGE и генеративному поиску с использованием искусственного интеллекта от других поисковых систем?
- Ожидайте сдвига в сторону более длинных хвостов и разговорных ключевых слов за счет внедрения ИИ в голосовой поиск.
- Перенимайте опыт поисковых помощников с искусственным интеллектом, таких как Perplexity: задавайте вопросы и наблюдайте, как они преобразуются в поисковые запросы, какой ответ вы получаете на свой запрос.
- Отслеживайте ключевые слова на предмет изменений в намерениях и учитывайте в своей стратегии фразы, основанные на вопросах и разговорах.
- Стремитесь к разнообразию типов контента для улучшения видимости.
- Создавайте полезный контент, который удовлетворяет E-E-A-T.
- Используйте правильную схему разметки для текстового, графического и видеоконтента, чтобы обеспечить его появление в релевантных ответах ИИ.
- Всегда включайте цитаты/ссылки на оригинальные источники.
- Диверсифицируйте трафик, чтобы подготовиться к возможной потере трафика органического поиска при использовании ответов с нулевым кликом.
- Следите за аналитикой и эволюцией SERP по основным поисковым запросам вашего сайта.
- Самое главное — экспериментируйте с Яндексом и Google, не бойтесь тестировать гипотезы.
- Протестируйте поисковые системы и ассистентов с искусственным интеллектом, используя название вашего бренда, ваши продукты и самые популярные вопросы ваших клиентов. Посмотрите, к чему это приведет, и оптимизируйте свое присутствие в интернете соответствующим образом.
Все эти перечисленные пункты означают, что SEO-специалистам нужно работать над сайтом комплексно. Качество поиска растет, а вместе с ним — требования к сайтам. Можно прогнозировать, что влияние ИИ будет только увеличиваться, уже сейчас он используется для маркетинга, а в перспективе может быть использован в разработке и дизайне сайтов.
Подписывайтесь на наш SEO-чат в Telegram, YouTube-канал и группу ВКонтакте, чтобы стать частью дружной SEO-тусовки.
Рейтинг статьи:
По оценкам 1 пользователей