SEO под вопросы пользователей — разбираемся, как попасть в блоки ответов Q&A, DAQ, SAQ и LAQ
Речь пойдёт о фразах, сформулированных в виде вопросов типа «как / что / когда, …?». Их доля огромна. Что касается Google, то в 2018 году пользователи задавали 3,5 миллиарда вопросов в день. По данным MOZ — около 8% от всех обращений к Google.
Цифры намекают, что пользователям нужны ответы, а нам — SEO-стратегия, которая поможет увеличить поисковый трафик. Недавно мы писали о том, как меняется выдача, а сегодня поговорим о типах сниппетов в Google, аналогов в Яндексе и как прыгнуть выше ТОПа.
Сначала давайте посмотрим на базовые принципы работы алгоритма, отвечающего за формирование SERP для ответа на запрос-вопрос (далее просто «вопрос»).
Взаимосвязь вопроса и семантического поиска
Автозаполнение (подсказки) и «похожие запросы» в Google работают на основе семантического поиска. Благодаря ему алгоритм умеет идентифицировать сущности, а это важно для понимания работы поисковых машин в целом.
Что такое семантический поиск?
Если говорить просто — поиск по смыслу, то есть методика, которая помогает определять значения слов и выявлять потребность пользователя.
В основе лежат следующие факторы:
-
Понимание естественного языка.
-
Пользовательский контекст.
-
Контекст потока запросов.
-
Определение сущности.
Таким образом, Google понимает естественный язык пользователей, «извлекает» объект из вопроса и формирует результаты с расширенным ответом-сниппетом на верхушке SERP.
Роль алгоритма «Колибри»
Апдейт алгоритма в 2013 году изменил подход к ключевым фразам. Google стал не просто быстрее, но и умнее. От простого соответствия ключевикам, поисковая система перешла к формированию выдачи на основе разбивки запроса на отдельные объекты и определение сущностей. При желании можно ознакомиться с патентом Google 1999 года, который посвящён семантическому поиску.
В Яндексе за семантический поиск и понимание естественного языка ответственны алгоритмы «Палех» и «Королёв». Основаны они на искусственных нейронных сетях.
Теперь давайте посмотрим на типы расширенных сниппетов и блоков ответов, дающих точные ответы на вопросы пользователей.
Что такое Q&A?
Верно, это про вопросы и ответы. Всякий раз, когда мы задаём вопрос, Google пытается дать на него конкретный ответ:
Ответ формируется в избранном сниппете (featured snippet) или в графе знаний Google.
Яндекс работает аналогично, но обратите внимание на подсвеченные слова в сниппете. Если Google выделил нужный нам ответ, то Яндекс обозначил слова из запроса:
На какие вопросы умеют отвечать поисковые системы?
Тенденция такова, что поисковые системы стараются ответить на ваш вопрос прямо на странице результатов. В ход идёт всё — семантический и голосовой поиск, искусственный интеллект, разметка Schema.org и прочие помощники. Переходить по синим ссылкам нужно всё реже. Но правильное использование структурированных данных поможет попасть в избранные сниппеты по разным типам вопросов. Их несколько.
1. Вопросы с прямым ответом (Direct Answer Questions – DAQ)
Это запросы со словами типа «какой», «где», «сколько» и так далее. Посмотрите на пример вопроса и обратите внимание на подсвеченное слово в сниппете:
Это как раз про понимание контекста. Наше намерение очевидно — прямой вопрос — и Google с легкостью на него отвечает. Порой даже информативнее, чем ожидаешь:
У Яндекса своё мнение на этот счёт :)
На вопрос «кто отец медицины» отвечает поисковики отвечают — Гиппократ, а на вежливое «который час» показывают точное время. Но вы и сами это знаете, хотя чаще всего мы выступаем в роли пользователей, а задача — помочь проектам попасть в прямые ответы. И ниже будет несколько дельных советов для каждого типа вопросов.
2. Короткие ответы на вопросы (Short Answer Questions — SAQ)
Характерны для вопросов типа «почему?». Например:
То есть получаем короткое, но полноценное объяснение.
3. Подробные ответы на вопросы (Long Answer Questions – LAQ)
Чаще всего встречаются для ключевых фраз, начинающихся с «как». Получаем подробные пошаговые инструкции, рецепты и прочее:
Как найти подходящие вопросы?
Для начала нужно собрать семантику. Источников множество. Вот, как минимум, 3 полезных инструмента для расширения семантического ядра и поиска подходящих запросов:
Также проверяйте интент поисковых запросов с помощью анализатора. Не забывайте, что каждый вопросительный запрос — это шанс попасть в избранные сниппеты Google.
Поднимаемся в поиске по прямым вопросам (DAQ)
Для попадания страницы в избранный сниппет по прямым вопросам, нужно проработать следующие моменты:
-
Обозначьте сам вопрос, как можно раньше. Например, в заголовке h1.
-
Ответ должен быть в самом начале странице — в первом абзаце статьи. Например, целевой запрос «Как расшифровывается НАТО?». Ответ может быть таким: «Аббревиатура NATO расшифровывается как North Atlantic Treaty Organization».
-
Не обрывайте ответ внезапно. Продолжайте уточнять, это добавит содержательности и даст сигнал Google о полноте контента.
-
Повышайте доверие к своему сайту. Только оригинальный контент, достоверная и по возможности проверенная информация, никаких «чёрных» SEO-тактик.
-
Делайте лучше, чем у конкурентов. Расширьте тему или наоборот углубляйтесь в детали. Анализируйте ТОП конкурентов в Google на количество знаков, вхождений и число внутренних ссылок.
Хороший пример:
В ТОП выдачи по вопросам с короткими ответами (SAQ)
Вот важные факторы для целевой страницы:
-
Используйте формат Q&A, то есть вопрос-ответ. Можно сразу несколько, например:
-
Язык должен быть лёгким для восприятия и понимания даже учеником средней школы. Это показатель 5.0-5.9, если использовать формулу «удобочитаемости» Дэйла-Чейла или 65-70 по индексу Flesch-Kincaid.
Советы для попадания в ответы по длинным вопросам (LAQ)
Стараемся учитывать следующие нюансы:
-
Вместо тысячи слов иногда удобнее посмотреть одно видео. Особенно это касается инструкций вроде «как сделать», «как приготовить» и так далее. Также следует помнить, что видео с YouTube имеют приоритет и лучше подходят для продвижения, чем страницы вашего сайта.
-
Вероятно, на все подобные вопросы в будущем Google будет предлагать только видеозаписи, но пока работают и качественные пошаговые руководства.
В таком случае, мы должны предложить настоящее учебное пособие, перечень действий, минимум воды и максимум пользы. Подобные туториалы полезны для увеличения органического трафика, ведь Google показывает несколько первых шагов, а для полного прочтения нужно перейти по ссылке.
-
Помните про списки и используйте этот формат. Нумерованные, чётко структурированные тексты нравятся и Google и пользователям.
-
Лирику и воду оставьте художественным текстам. Будьте лаконичны, понятны и полезны.
-
Используйте скриншоты, изображения и там, где возможно — лучше продемонстрируйте, а не описывайте.
-
Заголовок h1 и title должны содержать прямое вхождение пользовательского вопроса.
Добавляем структурированные данные (особенно важно)
Разметка даёт Google важную информацию о вашем контенте, которая может подтягиваться в сниппеты и даже поиск по картинкам.
Видео
Подробные примеры и советы по разметке видеозаписей описаны в руководстве для разработчиков от Google. Не забывайте указывать данные о продолжительности ролика, дате публикации и URL для видеозаписи.
Проверять корректность разметки можно с помощью валидатора Google. И не ленитесь заморачиваться, это действительно даёт результаты.
Товары
Правила оформления структурированных данных также есть в справочных материалах. Цена, описание, URL – всё должно быть размечено. Тогда даже с помощью картинок вы получаете преимущество:
Рецепты
Если в нише ваших проектов продвигают рецепты, разметка — верный помощник для попадания в избранные сниппеты. Google также даёт рекомендации, как именно следует размечать инструкции.
Голосовые запросы (пока в бета-режиме)
В ближайшие месяцы должен появиться новый тип структурированных данных, нацеленный на разметку контента под голосовые запросы. Хотя в России этот тренд пока не доминирующий, стоит смотреть и на перспективу.
Q&A страницы
Страницы, которые спроектированы в виде вопросов-ответов тоже требуют микроразметки с помощью Schema.org. За подробными справками снова идём в Google.
Обратите внимание, у Schema.org есть разные типы разметки под страницы с ответами:
Проверить, поддерживает ли ваша страница расширенные сниппеты в SERP можно с помощью инструмента Google.
Каких вопросов можно смело избегать?
На некоторые высокочастотные запросы, Google даёт ответы из своего графа знаний (Knowledge Graph). Никаких ссылок на страницы, никакой конкуренции и никакого смысла корпеть над SEO для подобных общих вопросов.
В Яндексе похожая история:
Как отследить эффективность?
В Google Search Console есть возможность анализировать количество показов и кликов по расширенным сниппетам сайта в поисковой выдаче. Для просмотра отчёта, нужно перейти на вкладку Эффективность > Вид в поиске > Расширенный результат (Rich results).
Используйте отчёт для отслеживания результатов внедрения разметки и советов из этого руководства, а для получения большего числа данных и оценки эффективности попробуйте инструмент анализа поведенческих факторов в Google. И про сессии пользователей расскажет и сниппет сравнит с конкурентами. Пользуйтесь и забирайтесь на самый ТОП!
Рейтинг статьи:
По оценкам 44 пользователей