Поиск

SEO под вопросы пользователей — разбираемся, как попасть в блоки ответов Q&A, DAQ, SAQ и LAQ

19 Февраля 2019

Речь пойдёт о фразах, сформулированных в виде вопросов типа «как / что / когда, …?». Их доля огромна. Что касается Google, то в 2018 году пользователи задавали 3,5 миллиарда вопросов в день. По данным MOZ — около 8% от всех обращений к Google.

Цифры намекают, что пользователям нужны ответы, а нам — SEO-стратегия, которая поможет увеличить поисковый трафик. Недавно мы писали о том, как меняется выдача, а сегодня поговорим о типах сниппетов в Google, аналогов в Яндексе и как прыгнуть выше ТОПа.

Сначала давайте посмотрим на базовые принципы работы алгоритма, отвечающего за формирование SERP для ответа на запрос-вопрос (далее просто «вопрос»).

Взаимосвязь вопроса и семантического поиска

Автозаполнение (подсказки) и «похожие запросы» в Google работают на основе семантического поиска. Благодаря ему алгоритм умеет идентифицировать сущности, а это важно для понимания работы поисковых машин в целом.

Что такое семантический поиск?

Если говорить просто — поиск по смыслу, то есть методика, которая помогает определять значения слов и выявлять потребность пользователя.

В основе лежат следующие факторы:

  • Понимание естественного языка.

  • Пользовательский контекст.

  • Контекст потока запросов.

  • Определение сущности.

Что такое семантический поиск

Таким образом, Google понимает естественный язык пользователей, «извлекает» объект из вопроса и формирует результаты с расширенным ответом-сниппетом на верхушке SERP.

Роль алгоритма «Колибри»

Апдейт алгоритма в 2013 году изменил подход к ключевым фразам. Google стал не просто быстрее, но и умнее. От простого соответствия ключевикам, поисковая система перешла к формированию выдачи на основе разбивки запроса на отдельные объекты и определение сущностей. При желании можно ознакомиться с патентом Google 1999 года, который посвящён семантическому поиску.

В Яндексе за семантический поиск и понимание естественного языка ответственны алгоритмы «Палех» и «Королёв». Основаны они на искусственных нейронных сетях.

Теперь давайте посмотрим на типы расширенных сниппетов и блоков ответов, дающих точные ответы на вопросы пользователей.

Что такое Q&A?

Верно, это про вопросы и ответы. Всякий раз, когда мы задаём вопрос, Google пытается дать на него конкретный ответ:

Расширенный сниппет с ответом на вопрос

Ответ формируется в избранном сниппете (featured snippet) или в графе знаний Google.

Яндекс работает аналогично, но обратите внимание на подсвеченные слова в сниппете. Если Google выделил нужный нам ответ, то Яндекс обозначил слова из запроса:

Сниппет с ответом в Яндексе

На какие вопросы умеют отвечать поисковые системы?

Тенденция такова, что поисковые системы стараются ответить на ваш вопрос прямо на странице результатов. В ход идёт всё — семантический и голосовой поиск, искусственный интеллект, разметка Schema.org и прочие помощники. Переходить по синим ссылкам нужно всё реже. Но правильное использование структурированных данных поможет попасть в избранные сниппеты по разным типам вопросов. Их несколько.

1. Вопросы с прямым ответом (Direct Answer Questions – DAQ)

Это запросы со словами типа «какой», «где», «сколько» и так далее. Посмотрите на пример вопроса и обратите внимание на подсвеченное слово в сниппете:

DAQ ответы в Google

Это как раз про понимание контекста. Наше намерение очевидно — прямой вопрос — и Google с легкостью на него отвечает. Порой даже информативнее, чем ожидаешь:

Избранный сниппет в Google с прямым ответом на запрос

У Яндекса своё мнение на этот счёт :)

Прямой ответ на запрос в Яндексе

На вопрос «кто отец медицины» отвечает поисковики отвечают — Гиппократ, а на вежливое «который час» показывают точное время. Но вы и сами это знаете, хотя чаще всего мы выступаем в роли пользователей, а задача — помочь проектам попасть в прямые ответы. И ниже будет несколько дельных советов для каждого типа вопросов.

2. Короткие ответы на вопросы (Short Answer Questions — SAQ)

Характерны для вопросов типа «почему?». Например:

Сниппет с ответом на вопрос о причине цвета океана

То есть получаем короткое, но полноценное объяснение.

3. Подробные ответы на вопросы (Long Answer Questions – LAQ)

Чаще всего встречаются для ключевых фраз, начинающихся с «как». Получаем подробные пошаговые инструкции, рецепты и прочее:

Сниппеты с инструкциями в Google

Как найти подходящие вопросы?

Для начала нужно собрать семантику. Источников множество. Вот, как минимум, 3 полезных инструмента для расширения семантического ядра и поиска подходящих запросов:

Также проверяйте интент поисковых запросов с помощью анализатора. Не забывайте, что каждый вопросительный запрос — это шанс попасть в избранные сниппеты Google.

Поднимаемся в поиске по прямым вопросам (DAQ)

Для попадания страницы в избранный сниппет по прямым вопросам, нужно проработать следующие моменты:

  • Обозначьте сам вопрос, как можно раньше. Например, в заголовке h1.

  • Ответ должен быть в самом начале странице — в первом абзаце статьи. Например, целевой запрос «Как расшифровывается НАТО?». Ответ может быть таким: «Аббревиатура NATO расшифровывается как North Atlantic Treaty Organization».

  • Не обрывайте ответ внезапно. Продолжайте уточнять, это добавит содержательности и даст сигнал Google о полноте контента.

  • Повышайте доверие к своему сайту. Только оригинальный контент, достоверная и по возможности проверенная информация, никаких «чёрных» SEO-тактик.

  • Делайте лучше, чем у конкурентов. Расширьте тему или наоборот углубляйтесь в детали. Анализируйте ТОП конкурентов в Google на количество знаков, вхождений и число внутренних ссылок.

Хороший пример:

Пример оптимизации под поисковый запрос

В ТОП выдачи по вопросам с короткими ответами (SAQ)

Вот важные факторы для целевой страницы:

  • Используйте формат Q&A, то есть вопрос-ответ. Можно сразу несколько, например:

Пример оптимизации под несколько вопросов пользователей

  • Язык должен быть лёгким для восприятия и понимания даже учеником средней школы. Это показатель 5.0-5.9, если использовать формулу «удобочитаемости» Дэйла-Чейла или 65-70 по индексу Flesch-Kincaid.

Советы для попадания в ответы по длинным вопросам (LAQ)

Стараемся учитывать следующие нюансы:

  • Вместо тысячи слов иногда удобнее посмотреть одно видео. Особенно это касается инструкций вроде «как сделать», «как приготовить» и так далее. Также следует помнить, что видео с YouTube имеют приоритет и лучше подходят для продвижения, чем страницы вашего сайта.

Выдача в Google по информационному запросу

  • Вероятно, на все подобные вопросы в будущем Google будет предлагать только видеозаписи, но пока работают и качественные пошаговые руководства.

    В таком случае, мы должны предложить настоящее учебное пособие, перечень действий, минимум воды и максимум пользы. Подобные туториалы полезны для увеличения органического трафика, ведь Google показывает несколько первых шагов, а для полного прочтения нужно перейти по ссылке.

Пример расширенного сниппета с пошаговой инструкцией

  • Помните про списки и используйте этот формат. Нумерованные, чётко структурированные тексты нравятся и Google и пользователям.

  • Лирику и воду оставьте художественным текстам. Будьте лаконичны, понятны и полезны.

  • Используйте скриншоты, изображения и там, где возможно — лучше продемонстрируйте, а не описывайте.

  • Заголовок h1 и title должны содержать прямое вхождение пользовательского вопроса.

Добавляем структурированные данные (особенно важно)

Разметка даёт Google важную информацию о вашем контенте, которая может подтягиваться в сниппеты и даже поиск по картинкам.

Видео

Подробные примеры и советы по разметке видеозаписей описаны в руководстве для разработчиков от Google. Не забывайте указывать данные о продолжительности ролика, дате публикации и URL для видеозаписи.

Структурированные данные для видеозаписей

Проверять корректность разметки можно с помощью валидатора Google. И не ленитесь заморачиваться, это действительно даёт результаты.

Товары

Правила оформления структурированных данных также есть в справочных материалах. Цена, описание, URL – всё должно быть размечено. Тогда даже с помощью картинок вы получаете преимущество:

Микроразметка для товаров

Рецепты

Если в нише ваших проектов продвигают рецепты, разметка — верный помощник для попадания в избранные сниппеты. Google также даёт рекомендации, как именно следует размечать инструкции.

Голосовые запросы (пока в бета-режиме)

В ближайшие месяцы должен появиться новый тип структурированных данных, нацеленный на разметку контента под голосовые запросы. Хотя в России этот тренд пока не доминирующий, стоит смотреть и на перспективу.

Q&A страницы

Страницы, которые спроектированы в виде вопросов-ответов тоже требуют микроразметки с помощью Schema.org. За подробными справками снова идём в Google.

Обратите внимание, у Schema.org есть разные типы разметки под страницы с ответами:

  • HowTo (руководства типа «как сделать»).

  • Q&A (вопросы-ответы).

  • FAQ (часто задаваемые вопросы).

Проверить, поддерживает ли ваша страница расширенные сниппеты в SERP можно с помощью инструмента Google.

Каких вопросов можно смело избегать?

На некоторые высокочастотные запросы, Google даёт ответы из своего графа знаний (Knowledge Graph). Никаких ссылок на страницы, никакой конкуренции и никакого смысла корпеть над SEO для подобных общих вопросов.

Пример запроса с прямым ответом Google

В Яндексе похожая история:

Пример прямого ответа в Яндексе

Как отследить эффективность?

В Google Search Console есть возможность анализировать количество показов и кликов по расширенным сниппетам сайта в поисковой выдаче. Для просмотра отчёта, нужно перейти на вкладку Эффективность > Вид в поиске > Расширенный результат (Rich results).

Отчёт о показах расширенных сниппетов сайта в Search Console

Используйте отчёт для отслеживания результатов внедрения разметки и советов из этого руководства, а для получения большего числа данных и оценки эффективности попробуйте инструмент анализа поведенческих факторов в Google. И про сессии пользователей расскажет и сниппет сравнит с конкурентами. Пользуйтесь и забирайтесь на самый ТОП!

Узнайте, как увеличить SEO‑трафик сайта в 3+ раза?

Укажите домен вашего сайта, приоритетные регионы продвижения и получите самый
полный список точек взрывного роста трафика и заявок с вашего сайта

Выберите ваш сайт
 
укажите сайт, регион и близких вам конкурентов
Немного магии поисковой
оптимизации —
мы подготовим для вас не менее 25 персональных рекомендаций
Отслеживайте прогресс
 
и получайте регулярные советы, рост трафика и продаж

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Инструменты доступны после быстрой регистрации

?
Прочитал и принимаю условия Оферты сервиса.